А вы задумывались об эпиляции диодным лазером? Ведь лазерная эпиляция – это инновационный метод борьбы с лишними волосами на теле. Открылся новый центр лазерной эпиляции в Москве – Epilas, всё используемое оборудование высочайшего европейского качества производства Германии: MeDioStar Next PRO
При этом цены самые низкие в Москве, без каких-либо дополнительных акций или скидок. Так, например, лазерная эпиляция ног полностью будет стоить всего 2500 руб., а если оплатите курс из 5 процедур, то дополнительно получите скидку 30%.

ВАС РФ предлагает внедрить в процесс судебных примирителей

Кроме того, ВАС РФ предлагает закрепить возможность мирного урегулирования публично-правовых споров, чего в российском законодательстве до сих пор не было.

«Ребята, давайте жить дружно!» - слова Кота Леопольда могут стать девизом корпуса судебных примирителей - такой новый институт при арбитражах предлагает создать Высший арбитражный суд (ВАС) РФ для содействия мирному урегулированию судебных споров. Он будет дополнять институт медиации и конкурировать с ним, что расширит возможности для участников споров, желающих договориться по-хорошему.

Кроме того, ВАС РФ предлагает закрепить возможность мирного урегулирования публично-правовых споров, чего в российском законодательстве до сих пор не было.

Подготовленный ВАС законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием примирительных процедур» принят постановлением Пленума высшего арбитража и отправлен в Госдуму. Эксперты, опрошенные РАПСИ, высказали в отношении проекта сдержанный оптимизм. По их мнению, новый институт может поспособствовать разгрузке судов, но вряд ли радикально.

Медиация пока не заработала

Когда речь заходит о необходимости уменьшить число судебных разбирательств, имеется в виду не только и даже не столько забота о судьях, их физическом и психическом здоровье. Хотя они определенно заслуживают сочувствия. Ведь нагрузка на судей, к примеру, в российских арбитражах превышает научно обоснованный норматив в разы, а в арбитраже Москвы - почти в 10 раз.

Основной целью снижения нагрузки является все же повышение качества отправления правосудия. Очевидно: чем больше времени у судьи для изучения всех обстоятельств дела, тем точнее будет его решение. А чем качественнее отдельный судебный акт, тем больше доверия судебной системе в целом.

Одним из способов снижения чрезмерной рабочей нагрузки на суды Комитет министров Совета Европы в своих рекомендациях еще в 1986 году назвал институт примирения сторон на стадии судебного разбирательства. В России первым шагом в заданном направлении стала разработка закона о медиации, который вступил в силу 1 января 2011 года. Однако за первый год действия этого закона с помощью медиаторов было рассмотрено всего 11 (одиннадцать) арбитражных дел.

Методы, сроки и результаты примирения

Основные изменения новый законопроект ВАС РФ предлагает внести в Арбитражный процессуальный кодекс (АПК) РФ. В нем и сейчас есть глава «Примирительные процедуры. Мировое соглашение», но, как отмечается в пояснительной записке, «лаконичность и разрозненность существующих норм не позволили им стать эффективным инструментом урегулирования споров».

Законопроект расширяет эту главу АПК. Во-первых, с двух до пяти частей увеличивается непосредственно статья «Примирение сторон». Самой принципиальной новеллой представляется такая: «Примирение сторон возможно на любой стадии арбитражного процесса и при исполнении судебного акта по любому делу, если иное не предусмотрено настоящим кодексом и иным федеральным законом».

То есть, особо подчеркивается, что помириться стороны могут даже на стадии исполнительного производства, что в принципе не запрещено и сейчас, но в АПК не было прописано.

Следом разработчики предлагают добавить сразу четыре дополнительные статьи, в которых дается понятие таких примирительных процедур, как переговоры, медиация и судебное примирение, описываются порядок и сроки их проведения.

Инициатором примирительных процедур может выступить как суд, так и каждая из сторон процесса. Если обе стороны согласны, суд откладывает слушания дела до окончания примирительных процедур. В определении о проведении примирительной процедуры суд указывает предмет спора и круг вопросов, для урегулирования которых может быть использована примирительная процедура, сроки ее проведения. По общему правилу, срок - месяц. Но он может быть продлен судом - еще не более чем на месяц.

Если за это время стороны не пришли ни к какому соглашению, суд приступает к судебному разбирательству по существу. В противоположном случае, когда стороны заключают мировое соглашение, что можно было бы назвать идеальным завершением примирительной процедуры, это соглашение проверяется судом и утверждается. Или не утверждается. Во втором случае суд сам рассматривает спор.

Но поправки в АПК предполагают и некий перечень промежуточных результатов примирения сторон. Такими результатами могут быть: частичный или полный отказ от иска, его частичное или полное признание, признание обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, соглашение по отдельным обстоятельствам дела.

Мирись, мирись и больше не дерись

Больше всего внимания в законопроекте высшего арбитража уделяется судебному примирению с участием судебных примирителей - эта фигура вводится в законодательство впервые. От наименования «судебный медиатор», которое содержалось в ранних редакциях проекта, отказались. Наверное, чтобы избежать путаницы с «внесудебными» медиаторами.

Судебные примирители, как предлагается, будут аккредитованы при каждом из арбитражных судов. А их списки будет утверждать Пленум ВАС РФ по предложениям судов. Так же, как он сейчас утверждает кандидатуры арбитражных заседателей.

Согласно законопроекту, судебным примирителем может быть судья в отставке, помощник судьи, не принимающего участие в рассмотрении дела, или работник аппарата суда, имеющий высшее юридическое образование.

Конкретного примирителя из списка выберут сами стороны. Если же истец и ответчик не придут к согласию по кандидатуре, «судебный примиритель определяется путем случайной выборки с использованием автоматизированной информационной системы при наличии технической возможности».

Судебный примиритель не будет являться участником арбитражного процесса, он не вправе совершать действия, влекущие за собой возникновение, изменение либо прекращение прав или обязанностей лиц, участвующих в деле, подчеркивается в проекте.

В то же время прав и возможностей у него будет больше, чем у Кота Леопольда, который действовал только методом убеждения.

Примиритель будет вправе вести переговоры со сторонами и другими лицами, участвующими в деле, изучать предоставленные сторонами документы, давать сторонам рекомендации в целях скорейшего урегулирования спора и сохранения между участниками спора деловых отношений, а также с согласия арбитражного суда знакомиться с материалами дела.

По ходатайству сторон суд может заменить судебного примирителя.

На мировую с государством

Другим принципиальным нововведением, которое предлагает законопроект, является законодательное закрепление примирительных процедур в делах, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.

Де-факто такой подход ВАС РФ уже демонстрировал при рассмотрении конкретных дел. Так, недавно до надзорной инстанции дошел спор оператора системы скидок «Малина» и Федеральной налоговой службы, которые судились из-за доначисления налогов в размере около 114 миллионов рублей. На стадии пересмотра дела в порядке надзора Президиум ВАС РФ утвердил мировое соглашение между сторонами. Оно стало первым за всю историю споров российских налоговиков с налогоплательщиками. Постановление ВАС РФ пока не опубликовано, и условия соглашения неизвестны, но сам факт налицо.

Можно также вспомнить резонансные арбитражные споры крупнейших нефтяных компаний России с Федеральной антимонопольной службой в 2009-2010 годах. Тогда нефтяники после продолжительных разбирательств в судах заключали с ФАС мировые соглашения, по условиям которых признавали допущенные нарушения, за что получали снижение антимонопольных штрафов, изначально гигантских.