После длительных колебаний, продолжавшихся почти три года, Европейский центральный банк /ЕЦБ/ вышел сейчас на авансцену борьбы с финансовым кризисом еврозоны. Свидетельством этого стали сделанные на минувшей неделе неожиданно жесткие заявления его главы Марио Драги о том, что «ставка спекулянтов на крах евро является проявлением их безумия».
«Евро - навсегда, а ЕЦБ сделает все, чтобы защитить единую европейскую валюту», - подчеркнул он в четверг на пресс-конференции по итогам заседания Совета управляющих банка.
Необходимость активизации политики ЕЦБ вызвана значительным ухудшением общего положения в зоне евро, когда нынешний кризис, начавшийся как долговой, сейчас превратился в монетарный. Показателем этого стал тот факт, что финансовая система еврозоны начала фрагментироваться.
Нынешнее развитие событий показывает, что единый межгосударственный банковский рынок стран еврозоны сейчас переживает процесс национального обособления. Банки, опасающиеся распада зоны евро и отчасти поощряемые правительствами, прекратили предоставлять кредиты за пределами своих государственных границ. Больше всего от этого сейчас страдают периферийные страны еврозоны.
В результате ЕЦБ фактически потерял способность устанавливать в еврозоне процентные ставки по займам. Так, итальянский банк, намеревающийся привлечь годовой заем, должен заплатить 2,7 проц годовых. Для испанского банка этот уровень составляет сейчас 3,8 проц. В свою очередь германский банк вообще не выплачивает процентные ставки за привлекаемые кредиты, так как они ниже инфляции.
В начальных стадиях нынешнего кризиса еврозоны разница в доходности по облигациям стран союза росла не потому, что были сомнения в жизнеспособности единой европейской валюты, а по причине внутренних финансовых трудностей отдельных государств-членов. Так, правительство Греции потеряло контроль над госрасходами, банковская система Ирландии грозила обрушиться, а региональные правительства Испании стали излишне независимыми в финансовой политике. Тогда варианты стабилизации положения были просты: введение политики жесткой экономии, предоставление финансовой помощи или дефолт.
Данные меры представляли собой фискальные, а во многом и политические варианты решения, что позволяло ЕЦБ находиться все это время в тени.
Однако сейчас ЕЦБ уже не может больше отсиживаться за спинами политиков, так как создалась непосредственная угроза существованию евро. Как гарант единой европейской валюты, банк вынужден действовать с тем, чтобы не допустить усиления фрагментации еврозоны, которая ведет к ее неизбежному распаду.
Следствием активизации действий ЕЦБ стала разработка совместно с руководством Евросоюза нового плана по стабилизации финансового рынка Испании, который предусматривает широкую скупку ее гособлигаций.
При этом, облигации будут приобретаться не только на вторичном рынке. ЕЦБ, а, возможно, и Европейский фонд финансовой стабильности впервые выступят в качестве покупателя во время новых эмиссий Испанией своих ценных бумаг, отмечают в деловых кругах ЕС.
Решением лидеров стран Евросоюза ЕЦБ весной 2010 года было предоставлено право скупать на вторичном рынке облигации тех стран еврозоны, которые испытывают значительные финансовые трудности. Но до сегодняшнего дня ЕЦБ не участвовал в покупках ценных бумаг во время их размещения.
Согласно договоренности, нынешний план вступит в силу только при условии поступления со стороны испанского правительства запроса к ЕС об оказании финансовой помощи.
Как стало известно корр. ИТАР-ТАСС из деловых кругов ЕС, сейчас завершаются конфиденциальные консультации между Испанией и Европейским советом во главе с президентом ЕС Херманом ван Ромпёем, о выделении Мадриду кредитной линии в размере 300 млрд евро. В этот пакет не включены 100 млрд евро, решение о предоставлении которых банковскому сектору Испании было принято в начале нынешнего лета.
План ЕС также предусматривает предоставление со стороны Испании гарантий в форме государственной недвижимости и иных активов в качестве залога под облигации, приобретаемые ЕЦБ и Европейским фондом финансовой стабильности.
На рынках отмечают, что в пятницу на последовавшей после обсуждения госбюджета пресс-конференции председатель правительства Испании Мариано Рахой вплотную приблизился к тому, чтобы подтвердить свою готовность подать в ЕС просьбу о финансовом содействии. Отвечая на вопрос, не исключает ли он варианта обращения за финансовой помощью к ЕС, Рахой заявил: «Мы предпримем любые шаги, которые отвечают интересам испанцев».
Согласно установленному графику, возможная программа помощи Мадриду будет готова к принятию к концу сентября с тем, чтобы в октябре Испания смогла погасить облигации на сумму в 20 млрд евро.
В Брюсселе также отмечают, что аналогичная программа помощи будет применена и в отношении Италии, если возникнет подобная необходимость.
Однако последнее слово в этой программе остается за Германией, которой придется в очередной раз взять на себя основную финансовую ношу в новых стабилизационных усилиях. А многое говорит о том, что пока Берлин еще не готов этого сделать.