Национальные диаспоры обяжут сотрудничать со следствием. Проект соответствующего закона разрабатывают представители «Единой России».
По словам авторов документа, большинство национальных диаспор в России имеют свои официальные структуры. Они пользуются авторитетом среди мигрантов. В них выстроена жесткая иерархия. Члены диаспоры беспрекословно подчиняются старейшинам. Существуют системы оперативного оповещения и заступничества за представителей своей национальности. С комментариями для «Вестей ФМ» - один из авторов законопроекта, член думского комитета по обороне Алексей Журавлев.
«Вести ФМ»: Как можно законодательно обязать сотрудничать? Каковы будут механизмы?
Журавлев: Я думаю, механизмы не очень сложны по той простой причине, что сейчас у нас в Уголовном кодексе есть статья за укрывательство или пособничество какому-то противоправному действию. В данном случае, если их прописать в отношении диаспор, это, на мой взгляд, будет достаточно хорошо работать.
«Вести ФМ»: Тогда не совсем понятно: если в Уголовном кодексе все уже есть, то зачем что-то еще придумывать?
Журавлев: Нет, вопрос в том, что там сейчас нет такого. Разговор идет непосредственно о личности или еще о ком-то. О диаспорах или об общественных организациях речи там вообще не идет.
«Вести ФМ»: Но закон-то одинаков для всех. И если такая ответственность прописана для любого, то зачем тогда писать специально еще и для представителей диаспор?
Журавлев: Понимаете, жизнь многообразна. Можно написать: «Всем делать хорошо!» Но это же не означает, что все будут делать хорошо. В данном случае есть акцентуированное право, что мы видели и не раз. Происходит определенное противоправное действие, и если это не выносится в средства массовой информации. Иногда бывает, что это замалчивается, может быть, откупаются, вносятся ходатайства за это дело, касающееся лиц соответствующей национальности, и вдруг это дело «рассыпается». Это есть, это происходит. Поэтому чтобы этого не происходило, нужно именно здесь сделать определенный акцент. Если есть какая-то коллективная ответственность, то это в большей степени безответственность. А если есть акцентуированная необходимость сотрудничать, то уже на основании этого можно конкретно предъявлять претензии.
«Вести ФМ»: А кто будет отвечать за отказ от сотрудничества? Глава диаспоры?
Журавлев: Есть определенный орган управления этими диаспорами, соответственно, он и должен отвечать.