Управления по борьбе с организованной преступностью могут быть возрождены в России. Специальная комиссия МВД вырабатывает новые механизмы борьбы с организованной преступностью. По мнению экспертов, в некоторых регионах уровень оргпреступности остается стабильно высоким. УБОПы были расформированы четыре года назад, их сотрудников перевели в отделы по борьбе с экстремизмом или в уголовный розыск.
С комментариями для «Вестей ФМ» - президент фонда «Антимафия», бывший старший следователь по особо важным делам при Генпрокуроре Евгений Мысловский.
«Вести ФМ»: Удастся ли восстановить УБОПы в том виде, в котором они существовали до расформирования? На ваш взгляд, нужно ли это делать?
Мысловский: Начнем со второй части вашего вопроса: нужно, это необходимо. У нас, вообще-то, все новое - это хорошо забытое старое. Потому что это были профессионалы высокого ранга. Профессионализм нарабатывается годами, и потом взять и выкорчевать, как это было сделано, иначе как вредительством назвать нельзя. Это была совершенно операция, которая привела к большим потерям в оперативном смысле.
«Вести ФМ»: А можно ли теперь восстановить все, как было?
Мысловский: В общем-то, все можно сделать. Единственно, что многие старые кадры ушли, кто на пенсию, кто в другие службы, кто вообще уволился из системы МВД. И чтобы восстановить прежний кадровый состав, потребуется время. Я думаю, что если за это дело взяться, то это возможно.
«Вести ФМ»: А можно ли будет надеяться, что когда вернутся УБОПы и когда они вернутся в свое прежнее состояние, не повторятся трагедии, подобные Кущевской?
Мысловский: Начнем с того, что трагедия подобная Кущевской, началась задолго до расформирования УБОПов, поэтому это все зависит от обстановки на местах. В принципе если бы система МВД была в свое время нормальной, не разваленной, то подобной трагедии можно было бы не допустить. И главная задача УБОпов как раз и заключается в том, чтобы не допускать возникновения подобных конгломератов из преступных групп с чисто бандитскими функциями.
«Вести ФМ»: Получается, что УБОПы - это не панацея?
Мысловский: Конечно, не панацея. Панацеи вообще быть не может. Это просто один из инструментов. Но, помимо этого, нужно еще и законы посмотреть, у нас же Уголовно-процессуальный кодекс и Уголовный кодекс настолько изломали, что на сегодняшний день там очень тяжело работать профессионалам. Имеет значение и экономическое положение страны, и политическая ситуация... Но самое главное, что каждый должен заниматься своими делами. И в деле борьбы с бандитизмом УПОБы должны сыграть свою положительную роль.