Он проводится на «Зеленом холме» уже в 101-й раз
БЕРЛИН, 25 июля. /Корр.ИТАР-ТАСС Владимир Смелов/. Все основные произведения Рихарда Вагнера /1813-1883/ прозвучат на открывающемся сегодня вечером в южногерманском Байройте / федеральная земля Бавария/ международном фестивале музыки великого немецкого композитора. Он проводится на байройтском «Зеленом холме» уже в 101-й раз и является одним из крупнейших событий культурной жизни Германии.
Открытие праздника пройдет в присутствии известных политических деятелей, представителей деловых кругов, деятелей культуры и шоу-бизнеса. В их числе - канцлер Германии Ангела Меркель и ее супруг ученый-химик Йоахим Зауэр, давние поклонники музыки Вагнера, а также ряд членов кабинета министров ФРГ и правительства Баварии.
В репертуар фестиваля, который продлится до 25 августа, на этот раз включены сразу пять повторных постановок вагнеровских опер: «Летучий голландец», «Тристан и Изольда», «Парсифаль», «Лоэнгрин» и «Тангейзер». Последнюю ожидают с особым интересом, поскольку в прошлом году это музыкальное сочинение в постановке режиссера Себастиана Баумгартена получила негативные отзывы как публики, так и критиков, и ныне оно предстанет на суд зрителей в переработанном виде.
В то же время знаменитое «Кольцо Нибелунга» - цикл из четырех эпических опер, основанных на германской мифологии, исландском фольклоре и средневековой поэме «Песнь о Нибелунгах», сейчас исполняться не будет. Принято решение сделать это в следующем году, когда будет отмечаться 200-летие со дня рождения композитора.
Фестиваль музыки Рихарда Вагнера неизменно привлекает к себе повышенное внимание. На этот раз он заставил заговорить о себе, еще не успев начаться. Причина - в вынужденном отказе от исполнения российского бас-баритона Евгения Никитина заглавной партии в опере «Летучий голландец», премьера которой в постановке молодого режиссера Жана Филиппа Глогера откроет музыкальный праздник.
Евгений Никитин стал бы первым российским оперным певцом-исполнителем главной роли в ключевом произведении Вагнера на фестивале в Байройте. Однако на днях по второму каналу немецкого общественно-правового телевидения /ЦДФ/ была показана передача о россиянине, в которой упоминалось, что в молодые годы, играя в рок-группе, он вытутатуировал у себя на груди свастику. Сейчас наколка с руническим символом перекрыта другим изображением, но и этого оказалось достаточно для скандала.
Не помогло «чистосердечное признание» Евгения Никитана, заявившего, что речь идет об одной из его самых серьезных ошибок молодости, о чем он очень сожалеет. Певец сказал также, что не представлял, какое негативное воздействие могут произвести подобные знаки, особенно в Байройте. Как известно, Рихард Вагнер был любимым композитором Гитлера.
Давление на Евгения Никитина было оказано организаторами фестиваля, который проводится под руководством Евы и Катарины Вагнер - правнучек композитора. Интендант мюнхенской оперы Николаус Бахлер обвинил их в связи с инцидентом в лживости. «В случае с Никитиным я изначально считаю, что это - в большей степени проблема Байройта и семьи Вагнер, нежели певца», - заявил он. «Тот факт, что безрассудство 16-летнего рок-певца, о котором он давно сожалеет и которое он попытался устранить, карается со стороны семьи Вагнер, я нахожу лживым», - отметил директор мюнхенской оперы.
Он упрекнул сестер Вагнер в том, что «они указывают пальцем на кого-то другого, поскольку существует проблема в собственной истории». Что касается Евгения Никитина, то он не только сожалеет о случившемся, но и заявил о раскаянии, которого за последние 50 лет никогда не было слышно от семьи Вагнер, указал Николаус Бахлер. «Все это представляет собой до глубокой степени некрасивую историю, показывающую, насколько прошлое по-прежнему продолжает оставаться настоящим», - добавил интендант.
Так или иначе, но премьера «Летучего голландца» на фестивале в Байройте сегодня состоится. Исполнять заглавную партию приглашен южнокорейский певец Самуэль Юн /Samuel Youn/.
Первый фестиваль музыки Рихарда Вагнера в Байройте организовал он сам в 1876 году. Тогда была полностью исполнена его тетралогия «Кольцо Нибелунга». После смерти композитора проведением фестивальных мероприятий с успехом занималась его вдова Козима.
Во времена нацизма в Германии музыкальный праздник пережил черную главу своей истории. В Байройт регулярно наведывался Гитлер. А после Второй мировой войны в начале 1950-х годов фестиваль музыки Рихарда Вагнера возродился, став одним из наиболее значимых событий в культурной жизни Федеративной республики.