Один из самых известных форвардов страны, расставшись в прошлом сезоне с «Салаватом» и «Магниткой», долгое время молчал. И вот в минувшие выходные 38-летний хоккеист наконец согласился на разговор. Более того, сделал несколько громких заявлений.
О том, что Су-33 самостоятельно тренируется с апреля, ваш корреспондент, конечно, знал. А в том, что он в прекрасной физической форме, убедился воочию, приехав к ветерану на интервью.
РЖИГА ПРАВ: ЛИДЕРА У АРМЕЙЦЕВ НЕТ
- У вас сейчас такой момент в карьере, когда, наверное, имеет смысл задать самый простой вопрос: как дела?
- Все хорошо. Скучаю по большому хоккею, тренируюсь целыми днями. Сегодня так нагрузился, что пришлось после обеда даже прилечь отдохнуть (тут Сушинский указал на комфортный диван в своем кабинете. - Прим. Н.Л.). Скоро начну работать с молодежной командой - «Серебряными Львами».
- Как удалось договориться с клубом МХЛ из Питера?
- У меня хорошие отношения с руководством. Там тренер Саша Прокопьев, мы с ним всю жизнь в одном звене играли, Леша Кознев - селекционер. В общем, разрешили поработать, никаких проблем не возникло. Ведь это интересно и молодым ребятам, которые с хорошим задором против меня играют.
- Получается, что вы окончательно решили продолжить карьеру?
- Да, сейчас рассматриваю несколько вариантов. Но ехать никуда не хочу. Хочу закончить карьеру в родном городе, в Петербурге.
- Но в Петербурге есть только одна команда КХЛ - СКА...
- Я в курсе (смеется). Она одна-единственная и в моем сердце. Моя родная команда, в которой я вырос. Я за нее всегда переживал, переживаю и буду переживать, потому что я коренной петербуржец. Хотелось бы последний матч сыграть именно в ее свитере.
- Не так давно главный тренер СКА Милош Ржига в нашем интервью признался, что у него нет лидеров и он пока не определился с капитаном...
- Наверное, соглашусь с этим: очевидного лидера в СКА нет, ситуация с выбором капитана непростая. Думаю, его должна выбирать команда. Ребята обязаны верить этому человеку.
- А как вас встретили бы партнеры по команде? А то слухи ходили всякие...
- Не знаю, о каких слухах вы говорите, я расстался со всеми хорошо. Ребята очень переживали, что я ухожу, поддерживали. Уверен, что они будут рады вновь меня увидеть.
- А еще чешский наставник СКА хочет, чтобы капитан был проводником его идей в команде...
- Это правильно, команда должна знать, что хочет тренер. Не всегда он сам может это донести.
Я НЕ ПРЯЧУСЬ, А ГОВОРЮ ПРЯМО В ЛИЦО
- Вы расстались со СКА без скандала, но прощание все равно получилось резонансным. Честно признайтесь: вернуться реально?
- Никто не махал шашками, с командой, с руководством и менеджментом расстались спокойно и по-дружески. Скажу прямо, если будет предложение от СКА - я с удовольствием вернусь!
- Вы видите для себя место в команде?
- Знаете, главное, чтобы тренер видел.
- Ржига говорил также, что хочет строить команду на командном духе, а не на индивидуальном мастерстве отдельных игроков...
- Правильно говорит. Хороший пример - прошлогоднее московское «Динамо», которое стало чемпионом.
- Но ведь вы всегда считались яркой индивидуальностью. Как быть в этой ситуации?
- Если бы у меня не было собственного мнения, кем я стал бы?! Есть люди, которые прячутся по углам, шепчутся, а это гораздо хуже. Я говорю прямо - в лицо. Пусть даже, может быть, кому-то это неприятно.
- Про Ржигу говорят, что у него непростой характер. Два медведя в одной берлоге могли бы ужиться?
- Я не считаю себя медведем. До сих пор уживался со всеми тренерами.
- Вы уверены, что между вами и руководством СКА не пройдена «точка невозврата»?
- Я открыт для диалога. А для команды, наверное, немаловажно, что я воспитанник питерского хоккея и хочу выигрывать именно здесь.
- А ваше возвращение не будет выглядеть как имиджевый ход со стороны клуба?
- Не считаю, что мое подписание стало бы, как вы сказали, имиджевым ходом. Вот если бы Малкина подписали (смеется)!
- Не представляю вас играющим в третьем-четвертом звеньях...
- Если посмотреть на нынешний СКА, то у него нет ярко выраженных первого и второго звеньев. Все четыре тройки играли ровно, получали примерно одинаковое время. Больше всех забил Тарасенко, при том что играл в четвертом звене. А для меня это вообще не проблема. Я и в сборной играл в третьем звене. Правда, в четвертом никогда не был.
СНИЖАЮ ЗАПРОСЫ В ТРИ РАЗА
- Весной вы говорили, что решение о том, продолжать ли карьеру, примет ваша семья. Это она настояла, чтобы вы играли дальше?
- У семьи через день менялись решения: сегодня - продолжаем, завтра - нет, все зависело от настроения (улыбается).
- Ходили слухи, что вы можете оказаться в «Донбассе».
- Мой агент действительно разговаривал с «Донбассом». Но, честно говоря, на стадии переговоров все и закончилось. У них не было твердого интереса. Повторюсь, для начала мне надо все решить в родном городе.
- На данном этапе карьеры финансовая сторона вопроса для вас не на первом месте?
- Правильно понимаете. Мой главный интерес - хоккей!
- А если предложат маленькие деньги, за которые вы еще никогда не играли, но это будет интересный проект?
- Я соглашусь. Мы с агентом уже переговорили, на какие деньги я согласен. Он очень удивился. Сказал: «Неужели ты пойдешь на таких условиях?!» Пойду! Главное, чтобы у команды были реальные шансы на победу, на Кубок Гагарина.
- Насколько сейчас ваши финансовые требования изменились?
- Наверное, стали раза в три меньше.
С ФЕДОРОВЫМ ГОВОРИЛ О ВОЗМОЖНОМ КОНТРАКТЕ
- За кого болели в прошлом Кубке Гагарина?
- Конечно, за СКА. У меня в команде остались друзья.
- Но и в «Динамо» у вас есть близкий друг - Костя Горовиков...
- За Костю очень рад, как и за Олега Знарка, которого тоже считаю своим другом. Тяжело было в финале, потому что в Омске играл Сергей Гусев - мой лучший друг. Играли Пережогин, Попов, Курьянов - близкие мне люди. Разрывалась душа. Так что болел за хоккей, а он получился захватывающим.
- Вы сказали, что «Динамо» - образец командного духа. Получается, СКА в полуфинале его не хватило?
- Считаю, что его не хватило именно в серии с «Динамо». Была тяжелая серия, 0-2 после домашних матчей, и собраться ребята уже не смогли.
- Что у вас за поколение такое? Сергей Брылин никак не может закончить, вы, Максим Соколов, Сергей Федоров, став главным менеджером ЦСКА, тоже коньки на гвоздь пока не повесил...
- Мы отдали столько лет хоккею, что взять и закончить крайне тяжело. Есть цели и задачи, которые еще не выполнены. Например, поднять Кубок Гагарина над головой, выпить из него шампанского.
- Кстати, по поводу Федорова. Созванивались с бывшим партнером по звену?
- Да, я его поздравлял, и мы общались по поводу возможного контракта.
- И к чему пришли?
- Меня в ЦСКА не будет. По крайней мере пока (улыбается). Хотя это армейская система, и, думаю, ЦСКА по духу мне тоже близок. Убрать букву «ц» - и будет СКА (смеется).
- Не превратились бы в антигероя для петербургских болельщиков?
- Это если бы я в «Спартак» перешел. Но я такого никогда не сделаю, ни при каких условиях.
МОЙ ДВОРНИК УЖЕ УВОЛЕН
- ЦСКА станет реальной силой уже в этом году?
- Очень тяжело создать команду за полсезона или за сезон. Будет хороший коллектив, крепкий середнячок.
- Говорят, Александр Радулов променял большие деньги ЦСКА на карьеру...
- Это его решение. Деньги в жизни - немаловажное дело. Не считаю, что он сделал плохо. Радулов - лицо нашей лиги, он будет в Москве на виду. Тем более неизвестно, что станет в этом году с НХЛ, может быть, там случится локаут. Александр, уверен, тоже об этом думал. Парню удалось подписать хороший контракт на серьезные деньги.
- Как думаете, Федоров вернется на лед в роли играющего менеджера?
- Мы как-то в Магнитке сидели, общались, и он мне говорил: «Хочу годик отдохнуть, подлечиться, а потом начать снова».
- Люди часто мечтают и фантазируют. Признайтесь, вам снился Кубок Гагарина в ваших руках, чтобы еще и вы были в свитере СКА?
- Во сне такого не было, хочу наяву увидеть - и чтобы кто-то сфотографировал (смеется). Это будет круче, чем любая моя медаль, чем любая победа.
- Часто вспоминаете знаменитые слова вашего дворника, которые уже вошли в историю? Про то, что СКА никогда ничего не выиграет.
- Этот дворник уже уволен!
Никита ЛИСОВОЙ
из Санкт-Петербурга