12 оранжерей петербургского ботанического сада находятся в аварийном состоянии. Растениям не хватает тепла и света, а территория почти не охраняется. Причина проста: отсутствие средств.
И это несмотря на то, что саду через два года исполнится 300 лет, и он включен в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения. В проблеме разбирался корреспондент «Вестей ФМ» в Санкт- Петербурге Олег Яхонтов.
В оранжерее тропической саванны уже четыре года борются за жизнь редкие растения. В 2008 стекла крыши треснули, сломались и сгнили деревянные перекрытия. Молодые растения удалось отселить, а крупные деревья пересаживать опасно - переезд они могут не пережить. В результате растения осенью мокнут под холодным питерским дождем, а зимой греются у небольшой печки, которую приносят сотрудники. По словам заместителя заведующего музеем Елены Арнаутовой, такая незавидная участь постигла многие редкие деревья.
«Оно занесено в мировую Красную книгу. Это кайя. Привезена из Африки, из Угадана. Ценится за очень красивую древесину», - говорит Арнаутова.
В 2009 году в оранжерее сделали косметический ремонт - починили отопление и поставили баки для полива, но на крышу денег не хватило. Часть стекол заменили фанерой, вниз периодически падают осколки. В результате тропические растения, по словам главного агронома оранжерейного комплекса Ирины Коршуновой, не видят даже скупого северного солнца.
«Очень жалко растения. Вот обратите внимание на ту макушку. Она должна быть нормального зеленого цвета. Вы видите, что она пожухла, имеет желтый цвет и поражена паутинным клещиком», - объясняет Коршунова.
Подобная ситуация и в пальмовой оранжерее. Растениям не хватает места и света. Последний раз ремонт здесь делали почти 10 лет назад. Сейчас возникли проблемы с воздухом - сломались вентиляционные форточки. На альпинистов у Ботанического сада нет средств. В соседней теплице с ужасом ждут очередную зиму.
Холодный воздух - верная смерть для многих растений, привыкших к жаркому климату. Какао дерево в последний раз плодоносило еще в 80-х. Растение долго выращивали в отдельном помещении, но, по словам агронома Аллы Костылевой, как только его пересадили в общий зал, дерево отказалось приносить плоды.
«Если на него попадает поток холодного воздуха, в лучшем случае это приводит вот к такой деформации листьев, а в худшем случае растение погибает», - отмечает Костылева.
Холода боится и гигантская кувшинка Виктория Королевская, которая из многолетнего растения превратилась в однолетку. Купол оранжереи проржавел и не спасает от морозов. До 80-х годов оранжереи ремонтировали каждые 10 лет. Затем про Ботанический сад просто забыли. Из-за недавнего кризиса финансирование за последние четыре года изменилось с 9 миллионов до нуля. По словам директора Ботанического сада Василия Ярмишко, денег нет даже на охрану территории.
«У нас говорят: а можно к вам зайти? Да почему нельзя? Вон через забор прыгнул и тут гуляй... А была бы охрана нормальная, хотя бы циркулировали по периметру, скажем, тогда все-таки знали, что есть охрана», - отмечает Ярмишко.
В итоге, чтобы решить накопившиеся проблемы, необходима комплексная реставрация и ремонт стоимостью более 600 миллионов рублей. Ведь в некоторых оранжереях нужно менять даже фундамент. Городские власти готовы помочь и даже провели совещание с участием ученых, чиновников и бизнесменов. По словам вице-губернатора Петербурга Василия Кичеджи, задачу необходимо решать, как можно быстрее.
«Наша задача, задача власти, и, безусловно, города в целом, чтобы это место, которое всегда являлось излюбленным местом, в которое приходили не только петербуржцы, а люди всего мира, чтобы оно было таким же красочным, таким же интересным, и, чтобы, конечно же, оно выполняло свои научные цели, которые очень важны», - считает Кичеджи.
Планируется, что к реставрации Ботанического сада будут привлекать инвесторов, вплоть до варианта, когда у того или иного тропического растения появится свой опекун-спонсор - частное лицо или организация. Подобная система уже работает в Ленинградском зоопарке. Вот только спасать в Ботаническом саду надо тысячи растений и деревьев.