Юрий Моисеев был не только незаменимым игроком в системе тарасовского ЦСКА, но также тренером, принесшим Казани первое чемпионство. Сегодня, 15 июля, ему исполнилось бы 72 года.
Знаменитому хоккеисту и тренеру Юрию Моисееву 15 июля исполнилось бы 72 года. Его уже нет с нами, но он живёт в памяти сразу нескольких поколений. Кто застал союзное первенство, запомнил юркого и невероятно подвижного игрока ЦСКА, а многие помимо этого знают Юрия Ивановича по тренерской работе в Казани. Вне всяких сомнений, персона Моисеева солидна и незаурядна.
Впрочем, до своего первого и единственного поистине большого клуба Моисеев добрался не сразу. Он воспитанник пензенской команды «Труд». Название родного коллектива Юрия Ивановича более чем символично. Быть может, он не входил в число самых талантливых и ярких игроков своего поколения, но за трудолюбие заслужил приглашение в базовый клуб сборной и признание главных лиц тренерского цеха. Тем не менее в Москву он уезжал не из Пензы, а после двух лет в Новокузнецке, где выступал в составе местного «Металлурга».
Несмотря на то что Юрия Моисеева звали в «Динамо» и «Химик», он оказался в армейском клубе и остался до конца карьеры. Во многом он настоящий армеец: к примеру, экстерном окончил Московское высшее командное военное училище.
Юрий Иванович закончил играть в 1972 году, проведя десятилетие в форме ЦСКА. Мало того, в армейском клубе он завоевал множество титулов чемпиона СССР. Не менее важно, что он был одним из ключевых игроков в модели Анатолия Тарасова, который зачастую использовал Моисеева в роли неугомонного, скоростного, цепкого и невероятно заряженного опекуна звёзд из команд-соперников. В частности, в принципиальных встречах со «Спартаком» его приставляли к лидеру красно-белых, а ныне президенту московского клуба - Вячеславу Старшинову.
Вершиной карьеры игрока Юрия Моисеева стали Олимпийские игры в Гренобле, где ему посчастливилось завоевать золотые медали. Несмотря на спектр ярких личностей в сборной СССР, Моисеев и его напарники по звену не были статистами в том триумфальном шествии. Невероятно важный гол с его передачи забил Мишканов в финале канадцам. Пожалуй, это вершина тройки Мишаков - Ионов - Моисеев, которая просуществовала долгие семь сезонов. Они нечасто воссоединялись в национальной команде, но в тарасовском ЦСКА были незаменимы. В каком-то роде, Моисеев с партнёрами стали проводниками уникальных идей Анатолия Владимировича, привнёсшего в мировой хоккей позицию полузащитника. Звено Ионова вместе с защитником Зайцевым и Ромишевским демонстрировало тотальный хоккей, а отмечала их не только тактическая выучка, но и потрясающая физическая подготовка.
Неудивительно, что, будучи незаменимым звеном в системе Тарасова, воспитанник пензенского хоккея впитал принципы своего великого наставника. И касалось это не только и не столько игровых принципов, столько дисциплины и отношения к делу. Как вспоминает Сергей Марчков, поработавший с Юрием Ивановичем в ЦСК ВВС, Моисеев мог загонять своих подопечных до потери пульса, заподозрив кого-то из них в нарушении режима. Несмотря на жёсткие и порой радикальные методы, почти все хоккеисты, работавшие с Юрием Моисеевым, рассказывают о нём без злобы и обиды.
Начинал карьеру тренера Моисеев в родном ЦСКА, где трудился детским тренером, а также в куйбышевском СКА. Чуть позже он получил должность помощника в ставшем ему родным ЦСКА, где представилась возможность поработать с другим легендарным советским тренером - Виктором Тихоновым. Однако самостоятельную тренерскую работу он начал в другом прославленном московском клубе. В «Динамо» он пришёл в 1984 году. За пять лет трижды становился серебряным призёром и однажды - бронзовым. Интересно, что именно при Моисееве свои первые шаги на тренерском пути делал нынешний наставник сборной России. Зинэтула Билялетдинов в 1988 году стал помощником Юрия Ивановича, и мало кто мог подумать, что он потянет эту работу, ведь последователю Моисеева в «Динамо» и «Ак Барсе» на тот момент было всего 33 года.
По сей день ходят легенды о методах Юрия Ивановича. Поговаривают, что одной из его фишек был баскетбол (!) на льду, а из более реальных и приземлённых упражнений такое наказание: Моисеев заставлял класть ворота на лёд и прямо в коньках через них прыгать. Он был невероятно требовательным, и даже одно поражение могло стать для него поводом, чтобы устроить своей команде несладкую жизнь. Для своих парней у Моисеева было одно задание на игру - выиграть любой ценой.
Казань стала последним местом работы Юрия Ивановича, и именно в столице Татарстана он добыл единственный золотой комплект медалей в качестве главного тренера. Из середнячка, коим являлся в середине 1990-х «Ак Барс», он сумел сделать чемпионскую команду. Моисеев пришёл в клуб в 1995-м, а чемпионами впервые в своей истории казанцы стали в сезоне-1997/98. Удачным можно назвать и возвращение Моисеева в «Ак Барс», когда он принял команду по ходу сезона и довёл её до финала, где не справился с сопротивлением блистательного «Локомотива» пана Вуйтека.
Юрия Ивановича Моисеева не стало 24 сентября 2005 года. Через год ему поставили памятник в родной Пензе. Не забыли о человеке, хоккеисте и тренере и в Казани, которую он на своих плечах вывел в элиту российского хоккея. С 2006 года проводится турнир памяти Юрия Моисеева. Вот и на этот раз традиционный турнир пройдёт в конце августа. В нём примут участие команды Молодёжной хоккейной лиги.
Все новости региона