Последнюю картину, успевшую выйти при жизни выдающегося чилийского режиссера Рауля Руиса, сегодня выпустят в российский прокат: «Лиссабонские тайны» длятся четыре с половиной часа - но стоят потраченного на них времени. Об уникальном фильме - Антон Долин.
В российский прокат выходит самый длинный фильм года - «Лиссабонские тайны» Рауля Руиса длятся четыре с половиной часа. Однако обозреватель радио «Вести ФМ» Антон Долин уверен, что это время вы потратите не зря.
В прошлом году выдающийся режиссер Рауль Руис отметил юбилей - 70-летие; его считали культовой личностью в Европе и почитали в Америке, он был желанным гостем на фестивалях и любимым героем киножурналов: там писали о нем, туда писал он сам.
Меньше чем через месяц после дня рождения Руис скоропостижно скончался, повергнув в шок культурную общественность: он не собирался на покой и активно снимал, после него осталось две недоделанные картины - одна почти готовая, другая не завершенная, которую доводила до ума уже вдова. В России эта новость, увы, взволновала сравнительно немногочисленных синефилов.
В кинотеатрах у нас Руиса не показывали, кажется, никогда, на лицензионном видео и dvd издавали смехотворно мало, его творчество всегда оставалось достоянием немногочисленных просвещенных киноманов. Что вызывает, мягко говоря, недоумение: среди полусотни его фильмов есть чисто экспериментальные работы - хотя по авангардности они вряд ли превосходят картины хорошо у нас известного и многими любимого Бунюэля, - но есть и совершенно доступные, внятные, увлекательные.
Видимо, просто не сложилось - других, рациональных, объяснений не отыскать. Чилиец по рождению, Руис дебютировал в конце 1960-х и к началу следующего десятилетия снискал всемирную славу: глава страны Сальвадор Альенде сделал молодого режиссера своим советником по культуре. После переворота и прихода к власти Пиночета Руис бежал во Францию, где жил и работал с тех пор - неустанно экспериментируя с новыми формами, перелагая на язык кино самых трудных и неожиданных авторов: и новатора Пьера Клоссовского, и классиков современной литературы Артюра Адамова или Жана Жионо, и Чезаре Павезе, Франца Кафку, даже Марселя Пруста («Обретенное время» Руиса - одна из немногочисленных адекватных экранизаций эпопеи великого французского модерниста). А к русской публике в кинотеатры Руис впервые пришел на этой неделе. Сейчас. Несколько кинотеатров все-таки отважились выпустить в прокат последний прижизненный фильм Руиса, удостоенный многих наград, включая престижный приз Луи Деллюка: «Лиссабонские тайны». Отважились, потому что картина длится четыре с половиной часа - и еще скажите спасибо за это, поскольку полная телевизионная версия длится все шесть. Верьте или нет, но оторваться от экрана вы не сможете: лучше запасаться провизией заранее. «Лиссабонские тайны» - потрясающий кинороман, поставленный по не переведенной на русский язык книге «португальского Бальзака», основоположника национальной прозаической школы Камилу Каштелу Бранку.
Потерянные дети и переодетые иезуиты, благородные графини и несчастные любовники, роковые дуэлянты и грозные разбойники... Сюжет за сюжетом, новелла за новеллой, сцепляя в единую ткань неправдоподобное повествование, Руис демонстрирует высшее мастерство удержания зрительского внимания - а вместе с тем размышляет о самом важном: судьбе и смерти, любви и предательстве, родине и изгнании.
Размышлять об этом вместе с ним можно еще очень долго - даже после того, как чарующий и нескончаемый сеанс завершится. Запомните: «Лиссабонские тайны» - целая вселенная, которую вам предлагается открыть.