За первые шесть месяцев этого года на рынке автомобилей с пробегом наблюдалось заметное оживление - продажи выросли на 44%. Эксперты связывают это главным образом с утилизационным сбором и вступлением России в ВТО
Компания «Формула 91», работающая на российском рынке автомобилей с пробегом, подведя итоги за I полугодие, выяснила, что за это время продажи машин с пробегом выросли на 44% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Согласно данным, предоставленным компанией BFM.ru, самыми популярными подержанными легковыми автомобилями стали следующие модели (в порядке убывания): Ford Focus, Volkswagen Passat, Mitsubishi Lancer, Opel Astra, ВАЗ 21140, Nissan Almera, Daewoo Nexia, ВАЗ 21150, Volkswagen Transporter, Nissan Primera, Renault Megane.
Специалисты компании отмечают, что по сравнению с первым полугодием 2011 года в десятке лидеров произошли существенные изменения. Так, Ford Focus значительно упрочил лидерские позиции, сместив Volkswagen Passat с первого места. Кроме того, в числе самых популярных моделей появились Daewoo Nexia, ВАЗ 21140 и ВАЗ 21150, которые заняли довольно уверенные позиции.
В первом полугодии этого года наблюдался и рост цен на автомобили с пробегом - средняя цена иностранной подержанной машины составила 506 тысяч рублей (рост 7,5% по сравнению с первым полугодием 2011 года), отечественной - 155 тысяч рублей (рост - 14%). Самая популярная ценовая категория - 300-500 тысяч рублей. Более 41,4% подержанных автомобилей покупается за сумму, попадающую в этот диапазон. 36,7% покупок авто происходит в более низком ценовом сегменте - до 300 тысяч рублей, 14,1% - в сегменте 500-700 тысяч, 7,8% - свыше 700 тысяч рублей.
«Значительный рост продаж обусловлен благоприятной конъюнктурой рынка, - объяснил BFM.ru генеральный директор суперавтомаркета "Формула 91" Руслан Ермачков. - Некоторое воздействие могли оказать также ожидания повышения цен на машины с пробегом из-за введения утилизационного сбора, однако на данный момент это событие не является определяющим для рынка. Что касается прогнозов до конца года, то многое будет зависеть от общей макроэкономической ситуации и динамики мировых рынков».
Тенденцию к росту продаж на рынке подержанных авто отмечало ранее и агентство «Автостат». Согласно исследованию компании, продажи подержанных автомобилей за первые пять месяцев текущего года выросли до 2,2 миллиона штук, то есть на 31% по сравнению c аналогичным периодом прошлого года.
Утилизация - лучшая мотивация
Эксперты отмечают, что рост спроса на рынке авто с пробегом напрямую связан с законом о введении утилизационного сбора с импортируемых в страну иномарок, а также с вероятностью скорого вступления России в ВТО.
Напомним, в среду, 12 июля, Госдума приняла во втором чтении законопроект о введении в России утилизационного сбора на новые и подержанные автомашины. Согласно проекту, с 1 августа 2012 года предполагается взимать утилизационный сбор за каждое транспортное средство: как ввозимое в Россию, так и произведенное на ее территории.
Виды и категории транспортных средств, в отношении которых будет уплачиваться сбор, определит правительство. По предварительным подсчетам Минпромторга и Минэкономразвития, базовая ставка за новую легковую машину может составить 20-45 тысяч рублей, за грузовую - в зависимости от категории от 150 до 400 тысяч рублей.
Буря перед затишьем
По словам аналитика ИФК «Метрополь» Андрея Рожкова, рост продаж подержанных машин в первом полугодии выглядит вполне закономерно. «Во-первых, правительство с осени планирует ввести утилизационный налог, который призван компенсировать снижение импортной пошлины в связи с вступлением России в ВТО. Но, учитывая, что налог могут ввести уже осенью, а пошлина будет снижаться постепенно, а происходить это будет, скорее, либо с конца этого, либо со следующего года, фактически это будет означать, что импортные автомобили, в том числе подержанные, начнут дорожать. Поэтому всплеск на рынке автомобилей с пробегом отчасти может быть обусловлен этим мотивом», - пояснил BFM.ru эксперт.
Помимо этого фактора, Рожков также отметил, что курс доллара с весны заметно вырос по отношению к рублю: «Вполне возможно, что это также стало фактором роста продаж в июне. Люди спешили покупать из опасений, что цены на эти автомобили повысятся из-за дальнейшего увеличения курса доллара по отношению к рублю».
По прогнозам собеседника BFM.ru, скорее всего, рост продаж на рынке подержанных авто продолжится до конца августа-начала сентября. Затем, если норма по утилизационному налогу вступит в силу и начнет взиматься с подержанных и новых ввозимых автомобилей, продажи либо замедлят свой рост, либо вообще существенно снизятся, поскольку цены на подержанные автомобили заметно увеличатся. Спрос в таком случае может перекинуться на новые автомобили, преимущественно выпускаемые на территории России.
Независимый аналитик автомобильного рынка Дмитрий Адаминов в беседе с BFM.ru отметил, что оценка по российскому авторынку, особенно по автомобилям с пробегом, всегда имеет некую условность, так как часть сделок либо не попадает в официальную статистику, либо это происходит с опозданием из-за перерегистрации прав.
Эксперт согласен, что рост спроса на рынке подержанных авто вполне закономерен, однако о каких-то долгосрочных тенденциях, по его мнению, говорить все же не стоит.
«Проблема в том, что пока никто не представляет, что именно будет после вступления в ВТО. Мы так долго к этому готовились, так долго друг друга пугали, что сейчас все находятся в растерянности. Я думаю, что мы увидим рост цен, но каких-то кардинальных изменений на рынке я не ожидаю», - поделился мнением Дмитрий Адаминов.
Все автомобильные новости