А вы задумывались об эпиляции диодным лазером? Ведь лазерная эпиляция – это инновационный метод борьбы с лишними волосами на теле. Открылся новый центр лазерной эпиляции в Москве – Epilas, всё используемое оборудование высочайшего европейского качества производства Германии: MeDioStar Next PRO
При этом цены самые низкие в Москве, без каких-либо дополнительных акций или скидок. Так, например, лазерная эпиляция ног полностью будет стоить всего 2500 руб., а если оплатите курс из 5 процедур, то дополнительно получите скидку 30%.
Обещание премьера Владимира Филата полностью решить к 2014 году дорожную проблему может остаться невыполненным. Реализация масштабного проекта, как выяснил «Ъ-MD», столкнулась сразу с двумя серьезными препятствиями: дефицитом материалов и острой нехваткой квалифицированных кадров. Если правительство не придумает, как решить эти проблемы, Молдова останется без качественных дорог, при том что доноры заложили на их строительство свыше 4 млрд леев.
На приведение в порядок пришедших в упадок молдавских дорог международные доноры (Европейский банк реконструкции и развития, Европейский инвестиционный банк, Европейский союз, фонд «Вызовы тысячелетия») уже выделили 2 млрд леев по заключенным контрактам с подрядчиками. Еще столько же они планируют выделить до конца 2014 года, к которому планируется реконструировать большинство национальных трасс. Однако наличие необходимых средств, как выяснил «Ъ-MD», вовсе не гарантирует решения давнего и больного для Молдовы дорожного вопроса (по оценке западных специалистов, более 90% молдавских дорог находятся в неудовлетворительном состоянии).
Напомним, премьер-министр Владимир Филат еще в середине мая обещал, что практически все дороги отремонтируют к 2014 году. Его слова на недавней встрече с блогерами подтвердил и министр транспорта и дорожной инфраструктуры Анатолий Шалару, признавший, впрочем, что сдача объектов происходит с опозданием. В частности, глава минтранса рассказал о проблемах итальянской компании Toto Taddei, которая ремонтирует два участка дороги длиной 28,65 км и 16,315 км на трассе Кишинев-Сороки. «У них слишком большой объем работ (до 1 ноября компания должна уложить 140 тысяч тонн асфальта, ежедневно укладывая по тысяче тонн) при одновременном дефиците материалов,- отметил господин Шалару.- К тому же компания переоценила финансовые возможности, делая в свое время ценовое предложение по тендеру, и теперь не укладывается в заявленные суммы».
В представительстве Toto Taddei в Молдове на запрос «Ъ-MD» отвечать отказались, отметив, что говорить будут лишь о конечных результатах. Между тем в сроки могут не уложиться еще две компании. В частности, всего 12% от запланированного объема работ выполнено испанской Ezentis Infraestructuras, которая к 23 августа должна сдать в эксплуатацию участок длиной 4,7 км на трассе Бельцы-Сэрэтены стоимостью около 39 млн леев.
Как выяснил «Ъ-MD», из-за финансовых проблем и невозможности самой выполнять работы по восстановлению дороги испанская компания в качестве субподрядчика наняла местную фирму, специализирующуюся на строительстве недвижимости,- Ecosem grup. По словам ее технического директора Иона Лозана, проблема не в сдаче объекта с опозданием, а в том, что «испанцы не рассчитываются с субподрядчиком (с октября прошлого года в реабилитацию дороги Ecosem grup уже вложила 4 млн леев из собственных средств)».
Господин Лозан пояснил, что в случае нарушения условий контракта по оплате они будут судиться с испанцами. Задержки по сдаче объектов совершенно невыгодны компаниям, особенно иностранным, поскольку по условиям контракта штраф за каждый день просрочки составляет 0,02% от суммы контракта. А если опоздание превышает 28 дней, у подрядчика отбирают в пользу заказчика (по сути, государства РМ) банковскую гарантию, составляющую 10% от той же общей суммы контракта. В румынской компании Pa&Co International SRL, ремонтирующей два объекта - участок дороги Бельцы-Сэрэтены и участок на направлении Кишинев-Джурджулешты, на запрос «Ъ-MD» ответили, что по первому объекту в сроки укладываются (его следует сдать в конце ноября), хотя к 1 июля было выполнено лишь 27% работ.
Представитель подрядчика пояснил, что задержки происходят, во-первых, из-за большого объема подготовительных работ, а во-вторых, из-за нехватки строительных материалов. По его словам, основная часть материалов импортируется из Украины, кроме того, используются румынские стройматериалы. Директор компании по строительству дорог EcoTehLider (ведет работы по нескольким направлениям районного и республиканского значения на бюджетные деньги) Виктор Аксентюк объяснил растущий импорт материалов тем, что молдавские карьеры поставляют на рынок лишь десятую часть всего необходимого объема щебня, гранита и известняка. Причем материалы эти, как правило, «отвратительного качества». Кроме того, по его словам, отечественные поставщики требуют 100% предоплаты, но постоянно срывают сроки поставок. «Не лучше работают и украинские производители щебня,- сетует глава компании.- То вагонов им не хватает, то конкурентам отгружают, а у нас из-за этого - простои».
Представитель другой крупной строительной компании, специализирующейся на ремонте дорог, на условиях анонимности сказал «Ъ-MD», что многих подрядчиков чуть ли не насильно заставляют покупать стройматериалы у конкретных поставщиков и часто эти материалы не лучшего качества. В Государственной дорожной администрации (ГДА) признали существование проблем со стройматериалами, особенно с учетом интенсивного строительства, которое ведется по многим направлениям. Но информацию о том, что качество отечественных материалов оставляет желать лучшего, там опровергли. «У наших поставщиков нет достаточного оборудования, чтобы, к примеру, гранитный щебень, который добывают на единственном в республике Сорокском карьере, привести в соответствие с определенной фракцией и формой, поэтому много материалов импортируется»,- пояснил «Ъ-MD» замглавы ГДА Александр Гуцу. Он рассказал и о том, что еще одна серьезная причина опозданий по срокам сдачи объектов - дефицит квалифицированных кадров. Это подтверждают и участники рынка. Так, по словам господина Аксентюка, большинству дорожных профессий в Молдове в принципе не обучают, поэтому ему приходится набирать людей буквально с улицы, а затем обучать азам профессии. «Взять хотя бы водителей грейдеров (специальной дорожной техники) - их у нас не готовит сейчас ни одно ПТУ»,- сетует Виктор Аксентюк. Ему вторит директор дорожно-строительной компании Lincons SRL Александр Зинган, по словам которого кадровая проблема не в последнюю очередь обусловлена массовым отъездом большинства квалифицированных специалистов за границу на заработки.
Профессионалов, уверяет господин Зинган, не останавливает даже то, что молдавские дорожные компании, а тем более иностранные фирмы, сейчас предлагают достаточно высокие зарплаты в этой сфере. Экономист Виорел Киврига уверен, что внушительные иностранные кредиты и гранты не решат проблему развития дорожной инфраструктуры в Молдове. Он считает, что минтрансу следовало бы пересмотреть законодательство в этой области и разработать внятную программу реабилитации дорог, в том числе решить вопрос с обучением специалистов.
О необходимости изменить строительные нормативы заявил «Ъ-MD» и эксперт в области права IDIS Viitorul Ион Бескиеру. По его словам, из-за использования строителями старых советских ГОСТов сильно страдает качество дорог. «Переход на европейские нормативы и передовую практику ремонта дорог, помимо повышения их качества, позволил бы экономить публичные средства Дорожного фонда»,- сказал юрист. Он подчеркнул, что если правительство не займется проблемами качества материалов и подготовки нужных специалистов, то обещание премьера отремонтировать молдавские дороги до конца 2014 года так и останется невыполненным. Особенно с учетом того, что запланированные на будущий год дорожные объекты потребуют еще большего объема и материалов, и рабочей силы.