В России вспоминают погибших при крушении теплохода «Булгария».
Трагедия, которая произошла ровно год назад, унесла жизни 122 человек, 28 из них - дети. Судно вышло в рейс с неработающим двигателем и затонуло во время сильного шторма на Куйбышевском водохранилище. Следственный комитет планирует осенью передать дело «Булгарии» в суд. Сейчас с материалами знакомятся обвиняемые. По версии следователей, в трагедии виновны пять человек.
«По версии следствия, именно совокупные действия обвиняемых явились причиной трагедии и гибели 122 человек, находившихся на борту, - говорит официальный представитель Следственного комитета России Владимир Маркин. - В зависимости от роли каждого, им предъявлены обвинения по различным статьям Уголовного кодекса. К настоящему моменту потерпевшие уже завершили ознакомление с материалами уголовного дела, объем которого составляет 90 томов. Пятеро обвиняемых сейчас продолжают знакомиться с материалами, и уже после завершения ознакомления уголовное дело будет направлено для решения вопроса об утверждении обвинительного заключения и последующей передачи в суд».
Сегодня родственники погибших соберутся на берегу Волги, недалеко от того места, где затонула «Булгария». Спустя год после трагедии на Волге дело «Булгарии» не передано в суд и все еще находится на стадии следствия. А главное вещественное доказательство уголовного дела - сама «Булгария» - все так же стоит на мели у берега в трех километрах от места своего крушения. До окончания еще не начатого судебного процесса теплоход решено не утилизировать, а оставить здесь же, возле судоремонтного дока, под охраной собственника судна.
Разбитые окна кают на полузатопленной нижней палубе, оборванные занавески, оставленные спасательные жилеты и шлюпки. «Булгария» до сих пор остается почти живым напоминанием трагедии.
Тогда, 10 июля 2011 года, после первых сообщений никто не мог поверить в масштабы трагедии, пока к речному вокзалу Казани не пришвартовался теплоход «Арабелла», экипаж которого спас выживших после кораблекрушения.
Затонувшая во время грозы «Булгария» унесла жизни 122 человек, в их числе - 28 детей. В операции по поиску погибших и подъему теплохода со дна Волги участвовали более тысячи специалистов. В течение всего года психологи не прекращали оказывать помощь тем, кто потерял своих родных. Сейчас выжившие пассажиры стараются избегать даже разговоров о трагедии. Заведующий центром психотерапии Республиканской психиатрической больницы им. В. М. Бехтерева Гумар Зиатдинов объясняет: «Сейчас у них завершающий этап горя - принятие, когда человек закрывает тему и больше не возвращается к ней».
«Здесь хранятся материалы уголовного дела, касающиеся крушения "Булгарии", - показывает следователь. - Здесь Пермский блок, здесь обвиняемые, здесь потерпевшие». 96 томов уголовного дела по крушению «Булгарии» сейчас изучают обвиняемые, четверо из которых продолжают находиться под арестом. Чтобы выяснить все причины, по которым «Булгария» ушла ко дну всего за две минуты, на протяжении восьми месяцев проводилась комплексная судоводительская и инженерно-техническая экспертиза. В комиссию входили специалисты сразу из нескольких регионов.
Рассказывает старший следователь отдела криминалистики Следственного Управления Следственного Комитета России по Татарстану Айдар Галиев: «У Ространснадзора свои положения, они работают со своими законами. И Речной регистр - со своими законами. У Российского речного регистра около трех тысяч листов правил, и чтобы в это вникнуть, надо потратить колоссальное время - изучить и собрать доказательную базу». За время, пока шло следствие, в Казани завершилось два судебных процесса. К многотысячным штрафам приговорены капитаны буксиров, прошедших мимо терпящих бедствие.
«Если бы не было "Арабеллы", мы бы через час оказались на середине этого Куйбышевского водохранилища, - говорит пассажирка "Булгарии" Гульнара Назарова. - И если бы продолжался такой же шторм, мы бы все там остались. Понимаете, не было радиосвязи, и нас относило все дальше и дальше».
Теперь «Арабелла» стоит возле того же дока, что и «Булгария». Капитан Роман Лизалин вместе с экипажем в этом сезоне уже не выйдет в рейс. Теплоходу предстоит капитальный ремонт и полное переоснащение технического оборудования. «Очень большой отток туристов с речного флота - боязнь, напряженность», - комментирует капитан Лизалин.
Средний возраст речного флота республики - почти сорок лет. Первые новые теплоходы в Казани могут появиться не раньше, чем через год. С началом нынешней навигации в городе ужесточили правила допуска в рейс всех пассажирских судов, независимо от порта их приписки.
На берегу Волги в трех километрах от места трагедии в память о погибших возвели православную часовню и мусульманскую мечеть.
Начало судебного процесса над арендатором и чиновниками, допустившими неисправный дизель-электроход «Булгария» к пассажирским перевозкам, ожидается не раньше осени.