Как вчера сообщал «СЭ», российский гроссмейстер Сергей Карякин стал в Астане чемпионом мира по быстрым шахматам.
Для начала вот вам такая история. Было это накануне финального матча чемпионата мира ФИДЕ 2002 года между знаменитым львовским гроссмейстером Василием Иванчуком и 18-летним пареньком из шахтерского Краматорска Русланом Пономаревым. У стойки, где выдавали аккредитационные карточки, ваш корреспондент разговорился с главным тренером краматорской шахматной школы, однофамильцем будущего чемпиона мира, Михаилом Никитовичем Пономаревым.
- Вот вы, журналисты, все о Руслане да о Руслане. А у меня в школе растет мальчик, который по темпам роста намного опережает Руслана.
Я осведомился, как зовут мальчика.
- Сережа Карякин, - ответил тренер. - Он у нас в команде отвечает за тактику.
Один из моих репортажей в «СЭ» с того матча назывался «Секунданты и секунданята». Он был о Сереже Карякине, 11-летнем мальчике, официальном секунданте Руслана Пономарева. Не забудьте: «отвечающим за тактику»! А через год после этого разговора Сергей Карякин стал самым молодым в истории шахмат гроссмейстером. Как подсчитали дотошные статистики, ему было на тот момент 12 лет и 211 дней.
В минувшее воскресенье 22-летний российский гроссмейстер Сергей Карякин стал первым официальным чемпионом мира по быстрым шахматам. Как написали на официальном сайте чемпионата, он завоевал «малую шахматную корону».
- Сергей, с первым официальным чемпионским титулом вас!
- Спасибо! Учитывая, что это был первый официальный чемпионат мира по быстрым шахматам, получается, теперь я в них занимаю такое же место, как Вильгельм Стейниц в классических (смеется).
- Можете считать этот успех вашим высшим достижением в шахматах?
- Наверное, правильнее сказать, одним из высших. Все-таки в 2009-м мне удалось занять чистое первое место на супертурнире в Вейк-ан-Зее, тот успех я ценю выше. Но там были классические шахматы, а здесь совсем другой формат. В «быстрых» это действительно мое высшее достижение, и выиграть первый официальный титул, конечно же, приятно.
- Традиционные 25-минутки, в которые недавно в Москве играли Вишванатан Ананд с Борисом Гельфандом во время тай-брейка в матче за мировую шахматную корону, тоже ведь считаются «быстрыми шахматами». Они сильно отличаются от того, что было в Астане, где вам давали по 15 минут на партию и добавляли по десять секунд на каждый сделанный ход? Если подсчитать, то на 60-ходовую партию с 10-секундными добавками набегают все те же 25 минут, так?
- Набегать-то они набегают... Но эти секунды как-то незаметно расходятся... В дебюте можно, конечно, их немного накопить, но потом, когда наступает миттельшпиль, пару раз задумаешься, и времени остается совсем мало...
- То есть в сущности получается утяжеленный блиц?
- Нет, все же в таком формате остается время создать довольно цельную партию, придумать и осуществить какие-то идеи. В блице это сделать гораздо труднее. В «быстрых» как раз самое главное - точно определить решающие моменты: когда надо задуматься, а когда сыграть побыстрее. В блице же игра идет, что называется, на инстинктах.
- Вы выиграли десять партий из 15, при этом проиграли две. «Плюс восемь» в турнире такого уровня - прекрасный результат. Специально готовились?
- Просто хорошо отдохнул на море, в Ялте. А во время отдыха играл тренировочный матч с Сашей Грищуком.
- Он тоже был в Ялте?
- Нет, мы играли по интернету.
- Именно Александр Грищук обыграл Магнуса Карлсена в 13-м туре и лишил его надежды на первое место...
А до этого, в 12-м туре, Василий Михайлович Иванчук красиво переиграл Магнуса черными... Борьба в турнире была высочайшего накала до самого последнего тура, и я очень доволен, что после неудачи в десятом туре в партии с Карлсеном я не расклеился, сумел собраться и выиграл практически все оставшиеся партии. А то, что Карлсен не выдержал напряжения, говорит о том, что он тоже человек, тоже ошибается.
- Было время, когда о вашем соперничестве с Карлсеном в классических шахматах говорили гораздо громче. Но затем Магнус совершил резкий рывок, вознесся на вершину рейтинговой пирамиды (его рейтинг 2837), приближаясь к рекорду Каспарова - 2851. Можно надеяться после вашего успеха в быстрых шахматах, что вы сможете возобновить ваше соперничество и в «классике»?
- К сожалению, наши турнирные дороги не так часто пересекаются. Например, он выиграл последний Мемориал Таля в Москве. Я до этого в Мемориале тоже играл успешно: один раз поделил первое место, другой - третье. А в этом году меня не включили в состав. Безусловно, Карлсен очень силен. Но с ним можно бороться, и я буду это делать.
- Помню, как три года назад вы ставили себе цель «попасть в первую десятку и там закрепиться». Сейчас вы - шестой в списке сильнейших, лишь на один пункт выше вас чемпион мира Ананд. Теперь цель - достигнуть отметки 2800?
- Вступить в «Клуб 2800», конечно, очень хотелось бы. Но когда покорится этот рубеж, я не знаю. Если мне удастся сделать качественный скачок в игре, рейтинг придет сам по себе. Главное - хорошо играть.
- В июле 2009-го вы приняли российское гражданство. За это время ни разу не пожалели о своем шаге?
- Нет, не пожалел ни разу. Ведь я ничего не потерял, а приобрел очень многое. Я постоянно бываю на Украине, где живут мои родные. Никого из своих украинских друзей тоже не потерял.
- А ваши коллеги из сборной Украины, в составе которой вы завоевали золото Всемирной Олимпиады в Испании, не таят на вас обиды за то, что вы перешли в Российскую федерацию и совершили здесь столь резкий рывок?
- Никаких обид никто из моих коллег по сборной Украины не таит. Все всё прекрасно понимают, и у меня со всеми хорошие отношения. Вот буквально сегодня Саша Моисеенко (член сборной команды Украины. - Прим. Ю.В.) заходил на чемпионат, поддерживал меня.
- Вы по-прежнему работаете с лучшими российскими тренерами - гроссмейстерами Юрием Дохояном и Александром Мотылевым?
- Да, ничего не изменилось. Именно этой работе я в первую очередь обязан тому, что уровень моей игры и мои турнирные успехи так выросли за эти три года. Если бы не мои тренеры, не думаю, что мне удалось бы этого достигнуть.
- С вашим товарищем по сборной Украины и бывшим подопечным на чемпионате мира ФИДЕ 2002 года в Москве Русланом Пономаревым вы недавно вместе играли в «Российской лиге» за команду Томска и завоевали золото. Что значит для вас эта победа?
- Мне удалось показать лучший результат на первой доске, где боролись такие шахматисты, как Петр Свидлер, Александр Морозевич и Дмитрий Яковенко. До этого я уже выступал на первых досках, но не столь успешно. А тут получилось очень хорошо: четыре партии выиграл, три свел вничью. Это прогресс, и он меня радует.
- Когда-то вы мечтали об учебе в Оксфорде. Как обстоят дела с вашим образованием сейчас?
- Оксфорд был детской мечтой. Сейчас я учусь на четвертом курсе в Российском Государственном Социальном Университете. И очень благодарен руководству РГСУ за то, что мне предоставили свободный график посещений.
- В турнире претендентов следующего цикла вы - первый запасной. И если кто-то по каким-то причинам решит не играть, то вам, как говорится, удастся вскочить на подножку уходящего поезда. В свое время таким же первым запасным был Грищук, Карслен отказался играть в Казани, и Александр в итоге дошел до финала и чуть не стал претендентом. Как думаете, может произойти нечто подобное и с вами?
- Теоретически такой расклад был бы возможен в том случае, если бы в Москве Ананд проиграл матч Гельфанду. Думаю, Виши мог бы отказаться играть в претендентских соревнованиях, потому что ему это уже было бы не очень интересно. А в том составе, который наметился сейчас, я не вижу, кто бы отказался побороться за претендентскую путевку.
- После Астаны вы сразу летите на супертурнир в Дортмунд. Там традиционно играет Владимир Крамник, будет Петер Леко, Фабиано Каруана. Сумеете оказать конкуренцию 10-кратному победителю «Дортмунда» Крамнику?
- Я второй по рейтингу в турнире. Причем турнир этот довольно разношерстный, кроме названных звезд там играет практически вся сборная Германии. Поэтому у меня есть шансы. Все зависит от того, как я ими воспользуюсь.
- У вас получаются довольно насыщенные месяцы. Сейчас супертурнир в Дортмунде, в августе - суперфинал чемпионата России в Москве, а потом - Всемирная олимпиада в Турции. Какие цели ставите перед собой?
- В суперфинале два года назад я был близок к чистому первому месту. Но мне не повезло. Если удастся выиграть на этот раз - было бы идеально. Но из всех названных турниров особое место занимает Олимпиада. Все понимают, что мы играем сильно. Просто всякий раз чего-то не хватает. Очень хочется хорошо сыграть за сборную России и завоевать наконец золотые медали.
P. S. Вчера в Астане прошел первый круг чемпионата мира по блицу. Соперники получают по три минуты на всю партию, с добавлением двух секунд на каждый сделанный ход. Сыграны 15 туров, после которых лидирует экс-чемпион мира в этом виде шахмат москвич Александр Грищук. У него 10,5 из 15 возможных очков. Россияне Дмитрий Андрейкин и новоиспеченный чемпион мира по быстрым шахматам Сергей Карякин, а также украинец Василий Иванчук отстают от лидера на очко, у них по 9,5. Не потерял шансов на высокое место и Магнус Карлсен, который начал плохо, но затем разыгрался и накануне второго круга имеет 8,5 очка.
Юрий ВАСИЛЬЕВ
Все новости страны