Конституционный Суд не нашел нарушений в порядке принятия, подписания и одобрения Правительством протокола о присоединении России к ВТО. Судьи рассматривали лишь юридическую сторону вопроса, не оценивая политическую и экономическую целесообразность заключения этого международного договора.
По мнению судей - это находится в рамках полномочий депутатов Госдумы и Совета Федерации, которые и должны проанализировать все плюсы и минусы присоединения России к ВТО на пленарных заседаниях. За оглашением решения Конституционного Суда наблюдал собственный корреспондент радио «Вести ФМ» в Санкт-Петербурге Олег Яхонтов.
Решение по делу о вступлении России в ВТО было принято КС за рекордно короткий срок - всего 6 дней, тогда, как обычно на это уходит месяц-полтора. Однако в отсутствие решения судей протокол о вступлении России в ВТО не мог быть вынесен на ратификацию, которая должна завершится 23 июля. Именно этот недостаток времени для всестороннего обсуждения плюсов и минусов от вступления страны в ВТО и не устроил 131 депутата Государственной думы, которые воспользовавшись своим правом и попросили КС проверить на соответствие основному закону страны еще не вступивший в силу международный договор. По мнению депутатов, процедура ратификации была нарушена, с субъектами Федерации никто не посоветовался, а само соглашение официально не переведено на русский язык. Однако, по словам зампредседателя КС Сергея Маврина, у судей не было полномочий вторгаться в законотворческую деятельность депутатов:
«Заявители обжаловали все право ВТО и по форме внесения этого документа в Госдуму. Мы исходили из того, что КС вмешиваться в законотворческий процесс до его результатов не вправе. Поэтому мы рассматривали этот документ - не вступивший в силу международный договор, протокол только на стадии его подписания и одобрения Правительством. То есть мы зафиксировали, что Правительство действовало в соответствии с Конституцией. На все вопросы мы дали ответы только с правовых позиций. Все судьи были единогласны».
Также КС постановил, что хотя любой международный договор так или иначе затрагивает интересы всех субъектов России, спрашивать у каждого из них согласия при любом подписании договора было бы посягательством на государственный суверенитет страны.
Также судьи заключили, что намерения государств-участников ВТО, выраженные в преамбуле соглашения, не противоречат Конституции и не предполагают ограничений основных прав и свобод граждан. Учет же экономических последствий и рисков, по словам Представителя Госдумы в КС РФ Дмитрия Вяткина, должен осуществляться депутатами обеих палат парламента, Правительством и Президентом:
«Вопросы о политических, экономических и иных последствиях присоединения России к ВТО должны рассматриваться должны рассматриваться все-таки в рамках процесса ратификации в Госдуме и никак иначе.
Путь для ратификации уже открыт, и ратификация состоится в самое ближайшее время. В рамках пленарного заседания будет идти речь о последствиях: что выгодно, что не выгодно. И по итогам рассмотрения будет принято решение».
При этом Конституционный суд признал соответствующим Основному закону страны только еще не вступивший в силу протокол о присоединении к ВТО. Его приложение, так называемое Марракешское соглашение, судьи целиком не рассматривали, проверив лишь пункты, на которые указывали заявители, и не найдя там нарушений.
Однако после ратификации договора не исключены новые обращения в суд, поскольку вступит в силу само соглашение о присоединении России к ВТО.