А вы задумывались об эпиляции диодным лазером? Ведь лазерная эпиляция – это инновационный метод борьбы с лишними волосами на теле. Открылся новый центр лазерной эпиляции в Москве – Epilas, всё используемое оборудование высочайшего европейского качества производства Германии: MeDioStar Next PRO
При этом цены самые низкие в Москве, без каких-либо дополнительных акций или скидок. Так, например, лазерная эпиляция ног полностью будет стоить всего 2500 руб., а если оплатите курс из 5 процедур, то дополнительно получите скидку 30%.
Первые шаги в ВХА и НХЛ, трудные Кубки Стэнли с «Эдмонтоном» и неожиданный обмен в «Лос-Анджелес», ставший ударом для всей Канады, - во второй части биографии Гретцки.
В НХЛ ОКОЛЬНЫМИ ПУТЯМИ
В 1978 году Гретцки после долгих переговоров его отца с миллионером Нельсоном Скабалини, владевшим целой россыпью спортивных клубов, оказался во Всемирной хоккейной ассоциации. Первым профессиональным клубом 17-летнего Гретцки стал «Индианаполис Рэйсерс», где он, впрочем, не задержался. Хозяин клуба, осознав, что на Среднем Западе США хоккей никому не интересен и даже наличие молодой звезды не может привлечь людей на трибуны, уже после восьми игр обменял Гретцки в «Эдмонтон».
Был, правда, ещё вариант с «Виннипегом», но туда не захотел сам Уэйн. Посчитал, что тренер там слишком жёсткий, не позволит играть так, как хотелось бы. Может, оно и к лучшему, ведь именно в Эдмонтоне в какой-то момент собрались люди, ставшие лицом тогдашней НХЛ.
В своём первом (и, как оказалось, последнем) сезоне в ВХА наш герой забил 46 голов и набрал 110 очков, однако к тому моменту ассоциация была практически раздавлена отсутствием зрительского интереса и вскоре распалась, делегировав четыре клуба старейшей спортивной лиге мира. Так 18-летний Уэйн оказался в НХЛ.
Уже с первого сезона в НХЛ стало понятно, что Гретцки - это нечто особенное, то, чего никогда раньше в хоккее не было. Он бил один рекорд за другим, по итогам года стал самым полезным игроком лиги, получив первый из своих девяти «Харт Трофи», и по очкам сравнялся с главным бомбардиром - Марселем Дионном (у обоих было по 137 баллов), но уступил ему по заброшенным шайбам. Впрочем, это не помешало Гретцки стать самым молодым в истории лиги снайпером-"пятидесятником": 50-й гол он забил, когда ему было 19 лет и 2 месяца.
Следующий год пребывания в НХЛ оказался для Гретцки ещё более удачным. Он получил свой первый «Арт Росс», установив заодно новый рекорд НХЛ по количеству передач (109) и очков (164) за сезон, и по ходу обзавёлся ещё парой достижений - вроде четырёх шайб за период (в матче с «Сент-Луисом») и 50 голов за 39 первых матчей. Такой скорострельности не демонстрировали даже Морис Ришар и Майк Босси.
В сезоне-1981/82 года Уэйн вновь улучшил свои собственные рекорды по числу передач (120) и очков (212), а заодно побил и «вечный» рекорд Фила Эспозито по числу забитых голов - 92 против 76. Майк Босси из «Айлендерс» с результатом 147 очков стал третьим за всю историю НХЛ, но он отстал от Уэйна на 65 очков. Это был самый большой разрыв между лидерами за время существования лиги.
БЕЗ ПЕРСТНЯ ТЫ НИКТО
Всё бы складывалось чудесно, да вот беда - «Эдмонтон» на протяжении четырёх лет не мог завоевать Кубок Стэнли, и специалисты стали поговаривать, что король-то голый. «Не кажется ли читателям, что в играх с жёсткой силовой борьбой, в кубковых играх, где команда противника сражается не на жизнь, а на смерть, Уэйн не очень-то похож на неудержимый скоростной экспресс? Не то что в играх чемпионата, когда главная цель - голы, голы, как можно больше голов?» - отмечала в то время канадская пресса.
К тому же Гретцки не выдерживал сравнения с «островитянином» Брайаном Тротье. У первого были рекорды, а у второго - Кубки Стэнли, и последние в НХЛ ценились, разумеется, выше. Критика мастера стала особенно сильной, когда два титана сошлись в очной встрече в финале Кубка-1983. «Эдмонтон», в составе которого были Андерсон, Курри, Мессье и Коффи, ничего не сумел поделать с «Айлендерс», а самого Гретцки и вовсе наглухо закрыла «островная» защита. Но в следующем сезоне всё изменилось. «Нефтяники» выиграли регулярный чемпионат, заработав 119 очков, а затем уверенно (не считая разве что тяжелейшей четвертьфинальной дуэли с «Калгари») добрались до финала, где вновь приняли вызов чемпиона четырёх последних лет - «Айлендерс».
Началось всё не слишком удачно. «Нефтяники» сумели одержать минимальную победу в гостях 1:0, но тут же были разгромлены во второй встрече - 1:6. Казалось, что вот теперь-то обладатели Кубка заиграют по-настоящему и не оставят «Ойлерз» шансов. Но к тому моменту канадская команда окончательно дозрела до титула и потому вскоре практически решила судьбу серии двумя крупными победами - 7:2, 7:2.
Перед пятой игрой Уэйн сказал отцу:
- Когда после игры пойдёшь в раздевалку, сними пиджак и оставь за дверью. Иначе его испортят. - Чем испортят? - удивился отец - Шампанским, папа.
Он был полностью уверен в победе. И не ошибся. «Эдмонтон» выиграл 5:2 и завершил серию. Над Гретцки больше не висело проклятие «некубкового» игрока.
Правда, в следующем сезоне газетчики вновь засомневались в способностях «нефтяников» в целом и Гретцки в частности. «Ойлерз» страдают галлюцинациями, - писал известный журналист Стэн Фишлер. - Им кажется, что они дали начало новой династии победителей. Но царствование в течение одного года не позволяет говорить о династии. Прежде всего, кто такой Уэйн Гретцки? Не мираж ли? Кроме нескольких красивых голов (в результате подозрительно счастливых прорывов) в финальных матчах, он почти ничего не сделал. Мой прогноз? Не думаю, что «Ойлерз» смогут завоевать Кубок снова". И это, как ни странно, было мнением большинства.
Но и в этом году Уэйн посрамил своих критиков, улучшив собственные рекорды по числу набранных очков в кубковых играх (с 38 до 47) и по числу голевых передач (с 26 до 30). Мало того, он повторил рекорд по числу голов в финальной серии (7), принадлежавший ранее Беливо и Босси. Стоит ли говорить, что «Ойлерз» снова оказались на вершине, и с тех пор никто не смел сомневаться в величии Гретцки?
Всего на счету 99-го номера «Эдмонтона» оказалось четыре Кубка Стэнли (1984, 1985, 1987 и 1988 годов), а его жертвами в финалах становились «Нью-Йорк Айлендерс», дважды «Филадельфия Флайерз» и один раз «Бостон Брюинз».
ПРОДАЖА КАНАДСКОГО БОГА
Лето 1988 года стало для Гретцки, наверное, самым неоднозначным временем в жизни. С одной стороны, он стал счастливым новобрачным, женившись на киноактрисе Джанет Джонс, с другой - его неожиданно для всей Канады решили обменять в «Лос-Анджелес Кингз». Сделка, о которой объявили 9 августа, оказалась одной из крупнейших в истории. В Калифорнию вместе с Гретцки отправлялись Майк Крушельницки и Марти Максорли, а в обратном направлении проследовали Джимми Карсон и Мартин Желинас. Также «Эдмонтон» получал право выбора в первых раундах драфтов 1989, 1991 и 1993 годов, а также сумму наличными в пределах $ 15-20 миллионов долларов.
С высоты нашего времени кажется, что «Эдмонтон» всё же прогадал, решившись на такой шаг. Хотя в сезоне-1989/90 «нефтяникам» и удалось вновь выиграть Кубок Стэнли, в дальнейшем результаты резко пошли на спад, и до сих пор команда даже близко не подобралась к былому величию.
Говорить о море болельщицкой ненависти, обрушившемся на голову хозяина «Эдмонтона» Питера Поклингтона, наверное, излишне. Отголоски этой ненависти настигли и самого Гретцки, который, хоть и плакал перед журналистами, но не предпринял попыток что-то изменить (а с его авторитетом это было возможно, как-никак имидж НХЛ во многом строился именно на Гретцки). Пресса предполагала, что такому бездействию хоккеиста во многом способствовала его жена, как и все актрисы, мечтавшая жить рядом с Голливудом, но говорить об этом с уверенностью нельзя.
Впрочем, трагедию канадцев быстро затмило ликование американцев, которые теперь на регулярной основе могли наблюдать за диковинным зверем - лучшим хоккеистом мира. Если до 1988 года лос-анджелесский «Форум» заполнялся в лучшем случае на треть, то теперь аншлаги стали привычным делом. Билет «на Гретцки» было не достать. Разумеется, это очень помогло развитию НХЛ в густонаселённой, но совершенно нехоккейной Калифорнии. Не будь такого мощного толчка, возможно, и не появились бы в этом регионе вдобавок к «Лоса-Анджелесу» ещё и «Сан-Хосе» с «Анахаймом».
ДА ЗДРАВСТВУЕТ «КОРОЛЬ»!
В первый же год своего пребывания в новом клубе Гретцки сумел сотворить новое чудо, сделав из явного аутсайдера вполне боеспособного середнячка. «Короли» сходу заняли второе место в своём дивизионе, отстав лишь от будущего чемпиона - «Калгари», и в плей-офф по иронии судьбы встретились с «Эдмонтоном», где играли все бывшие партнёры Уэйна.
Для нашего героя серия получилась, наверное, самой сложной в карьере. К пятому матчу счёт был 3-1 в пользу «нефтяников», и казалось, что никакой Гретцки не сможет их остановить. К тому же канадские болельщики нещадно освистывали бывшего кумира, но он был вполне готов к такому повороту событий. «Мне это не мешает, - говорил Уэйн. - Может, это даже хорошо, и люди теперь прекратят говорить об обмене». Возможно, именно этот свист дал «Лос-Анджелесу» и его лидеру дополнительные силы. Все оставшиеся встречи «Кингз» провели безупречно, выиграв 4:2, 4:1 и 6:3, причём в последней, решающей встрече сам Гретцки оформил дубль. Правда, на большее калифорнийцев не хватило. Отдав все эмоции первой серии, в финале дивизиона они без особой борьбы сдались «Калгари» в четырёх матчах.
В том же сезоне Гретцки в девятый раз за карьеру выиграл «Харт Трофи», став первым игроком в истории «Кингз», заслужившим эту награду. А чуть позже, 15 октября 1989 года, в матче против «Ойлерз» он побил казавшееся вечным достижение Горди Хоу - 1850 очков за карьеру.
Своё 1850-е очко Уэйн Гретцки набрал уже через четыре с половиной минуты после начала игры, а за 53 секунды до конца добрался и до отметки в 1851 балл, став абсолютно лучшим бомбардиром за всю историю НХЛ. Мало того, благодаря этой шайбе игра перетекла в овертайм, и уже там Уэйн отметился ещё и победным голом.
Другой исторической отметки, 802 шайбы за карьеру, Гретцки достиг 23 марта 1994 года в матче против «Ванкувера». Забив гол в ворота Кирка Маклина, он обошёл Горди Хоу в списке лучших снайперов всех времён и получил очередной «Арт Росс».
Впрочем, эти достижения помогли команде лишь отчасти. Благодаря Гретцки «Лос-Анджелес» на некоторое время стал одним из сильнейших клубов лиги и даже дошёл до финала в сезоне-1992/93, но уступил «Монреалю» в пяти встречах и в дальнейшем уже не прогрессировал.
Три сезона подряд «короли» оставались за чертой плей-офф, а Гретцки за это же время заработал катастрофический показатель полезности «минус 52», хотя и продолжал исправно набирать очки. Знаменитым стал плакат болельщиков «Сан-Хосе», вывешенный на матче с принципиальным соперником из Лос-Анджелеса: «Все королевские киперы и вся королевская рать не могут дать Гретцки в плей-офф вновь сыграть!».
Уэйн понял, что настало время что-то менять, и попросил обмена в более сильный клуб. Ветерану не отказали - конец сезона-1995/96 он провёл в «Сент-Луисе». Окончание следует.