Ташкент во второй раз в истории Организации договора коллективной безопасности приостановил членство в ней членство.
Эксперты не исключают, что это сделано ради сотрудничества с США. Насколько это повлияет на сотрудничество со странами, входящими в ОДКБ, выясняла корреспондент «Вестей ФМ» Марина Костюкевич.
Из Узбекского министерства иностранных дел в секретариат ОДКБ поступила нота о приостановлении членства в организации. В качестве причины указано то, что «деятельность организации не соответствует интересам Узбекистана». Что может стоять за этой фразой? То, что политика Ташкента поменялась и появились другие приоритеты, - говорит директор центра политических исследований Владимир Евсеев.
«На политику Узбекистана влияет как отношение с США, так и региональное соперничество с Казахстаном. Кроме того, на это влияют разные взгляды на Афганистан», - говорит Евсеев.
Например, на данном этапе позиция по Афганистану может пересекаться с интересами США. Американцы хотели бы иметь в Узбекистане свою военную базу. Но, как известно, есть договоренность о том, что иностранные военные базы на территории ОДКБ могут возникать только с согласия других членов организации - отсюда приостановление членства. Как это отразится на работе организации? Скорее, позитивно, считают эксперты. Потенциал организации может даже усилиться, - уверен эксперт ПИР-Центра по средней Азии Вадим Козюлин.
«Узбекистан часто голосовал против инициатив ОДКБ, потому что только консенсусом можно принимать решения, а мир думал, что ОДКБ слабосильная, не активная. В позиции Узбекистана заключалось многое. С выходом Узбекистана это отпадет», - уверен Козюлин.
По словам пресс-секретаря ОДКБ Владимира Зайнетдинова, в Москве не драматизируют предпринятый узбекским правительством шаг, право на выход - напомнил он - есть у каждого из семи членов организации. Однако, некоторые эксперты обращают внимание на то, что приостановление членства может повлиять на позиции других участников.
Например, Таджикистана. В Душанбе высказывают не очень высокую заинтересованность в пребывании на их территории российской 201-й мотострелковой дивизии, которая призвана обеспечивать стабильность и спокойствие в регионе. В Таджикистане уверены, что в состоянии сами обеспечить свою безопасность. Даже если базу выведут, это также не трагично, - говорит Вадим Козюлин.
«Это ожидаемо в экспертном сообществе. Я не вижу в этом трагедии тоже. Если государство в состоянии обеспечить собственную безопасность и ее руководство не боится избавления от иностранной помощи, прекрасно. Значит, в регионе становится стабильно», - добавляет Козюлин.
С другой стороны, безусловно, подобные перемены настроений среди наших ближайших соседей и стратегических партнеров не лучшим образом сказываются как на укреплении позиций организации в регионе, так и на внутренних взаимоотношениях. Фактически, в Центральной Азии из твердых союзников у России остается только Казахстан.
Но директор центра политических исследований Владимир Евсеев считает, что вектор предпочтений Узбекистана, отношения с которым у нас всегда были дружески-прохладными, может перемениться. Не исключено, что и с новыми-старыми партнерами не заладится.
«Сближение с США, оно тактическое. По крупному, между США и Узбекистаном нет внутреннего единства. И это обязательно выплывет, потому что будет обязательно подниматься вопрос о правах человека, нацменьшинствах, положении мусульман... Это все обязательно приведет к очередному ухудшению отношений между Узбекистаном и США. И ОДКБ опять понадобится», - уверен Евсеев.
Кстати, такое уже было. Стоит напомнить, что Узбекистан вместе с Россией, Арменией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном стоял у истоков организации, подписав в 1992 году договор о коллективной безопасности. В 1993 к ним присоединились Азербайджан, Белоруссия и Грузия.
В 1999 Азербайджан, Грузия и Узбекистан не подписали продление договора. Через 7 лет, когда это стало выгодно после внутренних событий, Ташкент восстановил членство в ОДКБ. Однако, работал не по всем направлениям организации. В частности, не принимал участия в военных программах.