Российский автодилер впервые через суд требует от автоконцерна заключить с ним дилерское соглашение. Группа «Модус» подала иск к российскому представительству Hyundai, обвинив компанию в неисполнении обязательств
ООО «Модус-Новорос-сийск», входящее в группу «Модус», подало иск в Арбитражный суд г. Москвы к российскому дистрибутору марки Hyundai компании «Хендэ мотор СНГ». Истец требует обязать «Хендэ» заключить дилерский договор и возместить 1,97 млн руб. ущерба, следует из текста искового заявления (есть у «Ведомостей»).
Группа «Модус» - крупнейшая дилерская группа на юге России: она управляет 36 дилерскими центрами и двумя площадками по продаже автомобилей с пробегом. По данным «Автобизнес ревю», выручка «Модус» от продажи и обслуживания автомобилей в 2011 г. составила 12,58 млрд руб., что позволило группе войти в топ-25 крупнейших дилеров страны.
Представители «Хендэ» не стали комментировать ситуацию.
В конце 2009 г. «Модус-Новороссийск» подписал с «Хендэ» протокол о намерениях, по которому должен был построить в Новороссийске новый дилерский центр марки Hyundai. В случае реализации проекта дистрибутор брал на себя обязанность заключить с российской компанией дилерский договор на продажу и обслуживание Hyundai в этом центре. «Модус-Новороссийск» в иске утверждает, что все условия «Хендэ мотор» выполнил: привлек к разработке проекта рекомендованного подрядчика, использовал рекомендованные отделочные материалы и т.д.
Объект был готов к открытию в сентябре 2011 г., но «Хендэ» до сих пор уклоняется от заключения договора, говорится в иске. Из-за этого «Модус-Новороссийск» несет убытки, так как оплачивает содержание неработающего центра. Только с 1 сентября по 1 ноября 2011 г. эти расходы составили 1,97 млн руб. - их компания и требует возместить.
В кризис «Модус» стал одним из основных партнеров Hyundai в регионах, открыв семь новых дилерских центров марки, но потом отношения стали портиться, рассказал «Ведомостям» коммерческий директор группы «Модус» Николай Зайцев. «Полагаем, что это реакция на нашу принципиальную позицию в отстаивании своих законных интересов», - говорит он. По словам Зайцева, еще в октябре 2011 г. компания отправила жалобу на «Хендэ» в ФАС.
В 2011 г., как следует из текста жалобы в ФАС, «Хендэ» пыталась в одностороннем порядке прекратить договор дилерского центра «Модус» в Ростове-на-Дону на сервисное обслуживание автомобилей. В августе прошлого года дистрибутор в одностороннем порядке прекратил выполнение заказов дилера на подбор и поставку запчастей. После письма «Модуса» о неправомочности таких действий поставки возобновились. В октябре «Хендэ», не объяснив причин, сообщила, что будет поставлять всем восьми дилерским центрам «Модуса» автомобили только по 100%-ной предоплате (до этого поставляла на условиях консигнации), и сократила объем поставок, написано в жалобе.
В итоге если в декабре 2010 г. на долю «Модуса» приходилось 11% региональных продаж автомобилей марки Hyundai в России, то в октябре 2011 г. - уже только 3,7%, рассказал Зайцев. Продажи всех других своих марок «Модус» нарастил на 62% по сравнению с 2010 г.
Жалобы нескольких дилеров пока в работе, сказал «Ведомостям» заместитель руководителя ФАС Андрей Кашеваров. Среди них и заявление «Модуса», говорит другой чиновник ведомства.
До сих пор дилеры не пытались добиться выполнения договорных условий от дистрибуторов через суд, говорит председатель совета директоров консалтинговой PSB Consulting Group и вице-президент ассоциации «Российские автодилеры» Олег Мосеев.
Это хороший прецедент, считает он: раньше дилер в случае серьезного конфликта с дистрибутором мог либо выполнить все требования, либо хлопнуть дверью и перейти к другой марке, потеряв вложения.
Следом за «Модусом» в суд могут пойти и другие ритейлеры, столкнувшиеся с необоснованными претензиями производителей, продолжает он. Прошлым летом РОАД попросила ФАС проверить контракты с дистрибуторами (см.врез).
С тех пор дистрибуторам и дилерам удалось решить часть проблем во взаимоотношениях, но окончательно вопрос не закрыт, говорит Мосеев.
Все автомобильные новости