Театральные итоги. Москва завершает театральный сезон. Каким он получился в театре на Таганке, который ровно год назад, покинул его создатель Юрий Любимов, узнала Ольга Подолян.
Москва завершает театральный сезон. И внимание критиков и зрителей устремлено в театр на Таганке, который это год провел без создателя театра Юрия Любимова. Что изменилось на Таганке за этот год, и добились ли актеры тех изменений, о которых так громко говорили, и как сегодня складывается творческая жизнь мастера? Ответы на эти вопросы узнал корреспондент радио «Вести ФМ» Ольга Подолян.
«С Любимовым не расставайтесь», - говорила театральная Москва в разгар скандала в театре на Таганке прошлым летом. Конфликт создателя театра Юрия Любимова с труппой стал главным театральным событием сезона и вылился в увольнение Юрия Петровича. На открытии сезона труппа пребывала в приподнятом настроении. Новый худрук Валерий Золотухин обещал изменения в репертуарной политике и новые постановки. В первый год без Любимова театр на Таганке отметился двумя громкими премьерами, двумя достойными постановками, отмечает театральный критик Елена Дьякова:
«Это "Калека с Инишмана" Мартина Макдонаха сделанный пермским режиссером Сергеем Федотовым, у него свой прекрасный театр в Перми, это был хороший выбор. Второй хорошей рабочей премьерой был "Король умирает" Кшиштофа Занусси с Валерием Золотухиным в главной роли».
Впрочем, многие критики уверены, что говорить о том, что Таганка вернет себе былую славу, конечно, нельзя. В театре по-прежнему играют любимовские спектакли, а новые постановки, как говорят эксперты, «сшиты по старым лекалам».
Ветеран Таганки Вениамин Смехов и вовсе считает, что уже после возвращения Любимова из-за границы, Таганка превратилась в другой театр:
«Появился другой театр, и не надо было его называть театром на Таганке, это было бы "Сообщество или компания Юрия Любимова". Дальше начались уже судьбы людей, которых мне очень жалко, но это другое совсем. Они очень часто не умеют играть, их не примут в другие театры. А Любимов в последние годы ставил интересные спектакли, но это был уже один из многих театров России, а не тот уникальный».
Юрий Петрович открыл в своей творческой биографии новую страницу. В театре имени Вахтангова он поставил «Бесов», причем, в необычной для себя манере, - отмечает Елена Дьякова:
«Спектакль получился даже не "любимовским". Любимов вернулся в свои "дотаганские", вахтанговские дни. Спектакль получился щеголеватым, он совершенно внезапно вывел на первый план почти детективную интригу "Бесов", которая там есть. И это была достойная работа!».
А сейчас патриарх театральной сцены ставит «Князя Игоря» в Большом театре. Музыкальный критик Алексей Парин считает, что это постановка станет событием в российской театральной жизни.
«Юрий Петрович Любимов гораздо более интересен, как оперный режиссер, по сравнению с его творчеством в драматическом театре. Он придумывал потрясающие неожиданные решения и был лидером в международном оперном процессе, в то время, когда он ставил оперы за границей».
«Князь Игорь» откроет для российской публики Любимова - оперного режиссера, прекрасно известного на Западе. За границей его считают реформатором мировой оперы ХХ века. И у российской публики уже этой осенью будет возможность увидеть новую грань таланта 94-летнего мастера.