Большой театр завершил сезон оперной премьерой - постановкой «Чародейки» Чайковского. Эта опера, которая теперь будет идти на исторической сцене театра, считается произведением второго плана и довольно редко ставится. Однако Большому театру удалось исправить эту историческую несправедливость.
В этом убедилась культурный обозреватель радио «Вести ФМ» Анна Кочарова.
Первый сезон на отреставрированной исторической сцене Большой театр завершает оперной премьерой - «Чародейкой» Чайковского. Открывшись довольно неожиданной версией «Руслана и Людмила» под занавес сезона Большой представил спектакль традиционный. Дирижер Александр Лазарев, художник Валерий Левенталь и режиссер Александр Титель решили вернуть зрителя к классическому советскому стилю Большого. Говорит Александр Титель:
«Поскольку и Ливенталь, и Лазарев много лет были соответственно главным художником и дирижером Большого театра, то им хотелось "большой" стиль в новых условиях возродить. А мне захотелось "поиграть" в сдержанный и немного наивный театр. Такая драма в русском стиле, когда немного повеселились, погудели, потому пошумели, потоптали и вынесли зарезанную красавицу».
Действие «Чародейки» происходит в Нижнем Новгороде 15 века. Исторический контекст, судя по всему, ни для Чайковского, ни для авторов нынешней версии особо не был интересен. В центре внимания - любовная драма: в главную героиню, вдову и хозяйку постоялого двора, влюблен старый князь, а она - Чародейка - любит его сына. В итоге старая княгиня травит соперницу, а старый князь убивает своего сына из ревности. И современники Чайковского, и потомки критиковали оперу за слабую драматургию и возможно не самую удачную музыкальную партитуру. Но Большому театру удалось сделать красивый, эмоциональный и в целом увлекательный спектакль, где главное - человеческие страсти. Один из исполнителей партии князя, Владислав Сулимский говорит, что по-новому открыл для себя произведение Чайковского:
«Когда я начал учить партию, то понял, что не все так просто, как показалось сначала. Это, конечно, не "Пиковая дама" и не "Евгений Онегин", но в ней есть трагизм, даже такой шекспировский».
Эта опера, которая была написала Чайковским незадолго до гениальной «Пиковой дамы» во многом последнюю предвосхищает. Для режиссера Александра Тителя разобраться в этой партитуре было интересно:
«Там видны ряд моментов, формул, драматургических завязок, которые потом Петр Ильич потом использует в "Пиковой даме", уже блистательно. А здесь - это поиск, лаборатория композитора, повозиться в которой интересно и полезно, я думаю».
Вопреки современной моде, авторы постановки не пошли по пути осовременивания сюжета. Что касается оформления, то художник Валерий Левенталь нашел близкую сегодняшнему зрителю приглушенную стилистику, избежав любых крайностей: и золотых куполов с кокошниками, и современных офисных костюмов. Для солиста Владислава Сулимского такой подход оказался понятным:
«Я очень переживал, что старинный сюжет будет переделан на новый лад - хуже не бывает. Но был счастлив, когда увидел эскизы декораций и костюмов, которые ничем не опровергают то время, но и не доказывают то время. Единственное, о чем просил постановщик Александр Титель, чтобы мы жили на сцене как современные люди».
Довольно сложная и насыщенная с вокальной точки зрения, в премьерный вечер «Чародейка» блистала женским составом - Анна Нечаева в партии самой Чародейки и Елена Манистина в партии княгини. Валерий Алексеев (старый князь) и Всеволод Гривнов (его сын, молодой княжич) оказались в тенит исполнительниц женских партий, тем самым как бы подтвердив расхожую мысль о том, что миром на самом деле правят женщины.