Автоконцерн присматривает площадку на Дальнем Востоке
Как выяснилось на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ), Renault Group SA по-прежнему изучает возможность создания автосборки на Дальнем Востоке и пока так и не определилась с площадкой: в качестве вариантов, как и год назад, рассматриваются Хабаровский и Приморский края. Аналитики считают, что у каждого региона свои преимущества, но Renault нужно определяться поскорее: на активно растущий рынок приходят конкуренты, а общие риски для отрасли автомобилестроения возрастают.
На ПМЭФ губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт и старший вице-президент Renault Group SA Брюно Анселэн вернулись к вопросу создания в регионе автосборочного производства Renault. Как сообщил пресс-центр правительства региона, «стороны обсудили идею строительства автомобильного завода на Дальнем Востоке», и «как один из вариантов» - размещение площадки в Хабаровском крае.
Ранее представители Renault говорили, что им потребуется территория площадью порядка 25 га с уже подведенным газом и ответвлением от железной дороги. Заводские сооружения, по словам представителей компании, займут на этой площадке около 20 тыс. квадратных метров, остальное будет приспособлено для складирования продукции. Суммы возможных инвестиций и предполагаемые объемы выпуска пока не озвучивались.
Собранные в ДФО автомобили планируется доставлять железнодорожными контейнерами в другие регионы России, а также реализовывать на местных рынках. В марте прошлого года делегация Renault посещала край и осмотрела ряд площадок, в том числе хабаровский завод «Дальдизель», бывший «Северный судоремонтный завод», завод им. Горького и несколько участков в пригороде, близ городской ТЭЦ-3. Впрочем, чуть ранее топ-менеджеры Renault побывали в соседнем Приморье, где им также показали несколько площадок в Уссурийске, Партизанске и Арсеньеве.
И Хабаровский, и Приморский края обладают своими преимуществами для размещения автосборочного производства, считает эксперт БКС Экспресс Богдан Зыков. «Позитивными моментами можно назвать наличие у этих субъектов крупных портов с выходом на Транссиб и БАМ, что делает предсказуемыми основные логистические потоки»,- отметил господин Зыков. Власти регионов, полагает эксперт, предложат руководству Renault «налоговые или иные преференции». Но есть в проекте, по его мнению, и общий инвестиционный риск: ограниченность локального рынка сбыта продукции.
Андрей Шенк из «Инвесткафе» считает, что более подходящим для строительства автозавода является Хабаровский край, так как на территории Приморского края в основных центрах действует запрет на приобретение земли в собственность иностранными инвесторами. «Это создает высокие инвестиционные риски, которые будут заложены в цену продукции и снизят ее конкурентоспособность»,- подчеркивает аналитик. По его словам, в пользу Хабаровского края говорит и то, что географически он расположен ближе к потенциальным рынкам сбыта.
Впрочем, за последние полгода риски для автомобилестроения увеличились, ведь «мировая экономика продолжает буксовать», отмечает начальник аналитического отдела ИК «Трейд-Портал» Алексей Рыбаков. «Данный проект несет за собой шлейф долгосрочных рисков, исходящих из сырьевого сектора, которые в первую очередь чувствуют на себе компании автомобилестроительной отрасли»,- полагает эксперт. Сегодня чиновники больше заботятся о потребителе, чем о производителе, отмечает господин Рыбаков. «Власти стараются всеми силами, в том числе и разными барьерами, защитить отечественную автомобильную отрасль, планируя, например, узаконить взнос за утилизацию подержанных импортных автомобилей, который надо будет платить при покупке»,- говорит эксперт.
Улучшить условия для Renault на Дальнем Востоке мог бы запрет на эксплуатацию праворульных автомобилей (их в регионе подавляющее большинство) в рамках Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии, говорит Андрей Шенк. Казахстан хочет унифицировать данное положение для всего ТС, и, возможно, российская сторона склонится в сторону запрета, считает аналитик. А пока конкуренцию Renault, так и не определившемуся с площадкой, может составить союз Mazda и Sollers, которые в апреле подписали соглашение о создании совместного автосборочного предприятия на Дальнем Востоке. «Проектная мощность предприятия составит 50 тыс. автомобилей, с увеличением впоследствии до 70 тыс. Это предприятие может создать солидную конкуренцию, так как покупатели на Дальнем Востоке предпочтут скорее японские марки европейским»,- считает господин Шенк.
Будущий автозавод Renault будет вынужден вести очень тонкую и расчетливую производственно-сбытовую политику на разреженном рынке ДФО, полагает Богдан Зыков. По прогнозам аналитиков, в ближайшие годы отечественный автомобильный рынок продолжит расти прежними темпами, и Дальний Восток не станет исключением. «Те негативные процессы, которые мы наблюдали в мировой экономике с начала прошлого года, вероятно, могли повлиять на какие-то параметры сотрудничества (властей Хабаровского края и Приморья и автоконцерна), но в стратегическом плане ничего не поменялось: Renault вряд ли упустит возможность зайти на рынок, находящийся в стадии активного роста»,- резюмирует Богдан Зыков. «Коммерсант».
Все автомобильные новости