Первый шаг на пути к его созданию был сделан в Екатеринбурге.
Как передает корреспондент «Уралинформбюро», 25 июня 2012 года в рамках авиафорума участников Содружества независимых государств (Routes CIS) были подписаны учредительные документы Международной ассоциации аэропортов. Свои автографы поставили гендиректор Кольцово Евгений Чудновский, исполнительный директор Внуково Александр Щекочихин, член совета директоров Толмачево (Новосибирск), первый замгендиректора ООО «Новапорт» Александр Бородин, а также советник министра транспорта РФ Александр Юрчик. Был заключен и меморандум о сотрудничестве новой организации с Шереметьево (его непосредственное вхождение в ее состав должно еще получить одобрение акционеров авиапредприятия).
Ассоциация будет заниматься лоббированием интересов аэропортов, в частности стимулировать принятие отраслевого закона, работа над которым ведется уже несколько лет. Сейчас эта сфера регулируется во многом по советским меркам, ряд правил обрекает пассажиров на лишние «хождения по мукам», а авиапредприятия - на избыточные траты. Например, Е.Чудновский сообщил о намерении продвигать инициативу об объединении предполетного досмотра пассажиров внутренних (ВВЛ) и международных воздушных линий (МВЛ). По его словам, это сэкономило бы «кучу квадратных метров», затраты на оборудование и вместе с тем повысило уровень безопасности.
В настоящее время в России уже есть ассоциация «Аэропорт», однако, как говорят участники рынка, она «не фокусируется на реальных проблемах отрасли» и во многом представляет интересы не самих авиапредприятий, а поставщиков оборудования для них.
По словам А.Бородина, к осени текущего года должно завершиться оформление внутренних документов и формирование органов управления нового объединения. По информации Е.Чудновского, в правление ассоциации войдут по два представителя от каждого из учредителей, в попечительский совет пригласят компетентных и уважаемых в отрасли специалистов, которые не аффилированы с участниками. Ожидается, что до конца года организация заработает в полную силу.
Представители ассоциации надеются, что в дальнейшем она объединит самых сильных игроков отрасли, а также расширится за счет авиапредприятий стран СНГ.
«В нее вошли четыре из шести крупнейших аэропортов. При этом мы и "Новапорт" - это уже не по одному аэропорту. (Кольцово является частью профильного холдинга Реновы, "Новапорт" объединяет семь аэропортов - примечание "Уралинформбюро"). "БазЭл" согласился войти. Если войдет Домодедово, то это будет порядка 90% рынка аэропортовых услуг в России», - отмечает Е.Чудновский.
В дальнейшем участники намерены создать на базе новой ассоциации саморегулируемую организацию, чтобы взять на себя часть функций по регулированию отрасли. А. Юрчик отметил, что Минтранс не против рассмотрения вопроса о таком делегировании.