После оптимистичного начала 2010 года в третьем квартале 2010 г. уверенность потребителей снова падает. Таковы данные исследования, проведенного международной исследовательской компанией Nielsen в 53 странах мира.
Глобальный индекс потребительского доверия , который подсчитывает Nielsen, в сентябре упал на три пункта вместе с надеждами потребителей на полное восстановление экономики в текущем году. При этом показатели индекса потребительского доверия Nielsen в России впервые сравнялись с глобальным уровнем, хоть и за счет падения последнего.
Результаты опроса показывают, что потребители во всем мире сегодня пессимистичнее оценивают свои перспективы трудоустройства, состояние собственных финансов и возможности покупать товары, которые им нужны или хотелось бы иметь.
Многие потребители стали еще более умеренными в тратах сверх основных расходов по сравнению с периодом двумя годами ранее, в самый разгар кризиса. В России 10% опрошенных онлайн пользователей заявили, что у них не остается свободных средств после оплаты основных расходов на проживание.
Российские потребители по-прежнему осторожны в своих тратах, несмотря на сравнительно высокую оценку собственных финансов. 56% российских онлайн пользователей расценивают свое финансовое состояние на ближайший год как хорошее и отличное. Но что касается готовности тратить, 58% считают, что сейчас не самое лучшее время для совершения покупок.
Потратить свободные средства на товары, которые им нужны или хочется иметь, российскому потребителю мешают растущие цены на продовольствие - это первый пункт в списке главных источником для беспокойства у россиян (16%). На втором месте - здоровье (14%), на третьем -баланс между работой и домом и образование и благополучие детей (по 10%). В противовес глобальным потребителям (13%) и американцам, для которых главным источником для беспокойства остается экономика (28%), лишь 4% российских потребителей разделяют их опасения.
«Похоже, что россияне устали бояться и ждать худшего от будущего, и сосредоточились на каждодневных заботах и себе, - говорит директор отдела потребительских исследований "Nielsen Россия" Ольга Малинкина. - А заботиться есть о чем: рост цен на продукты питания и услуги ЖКХ, все меньший располагаемые свободные средства заставляют россиян быть более изобретательными в расходовании свободных средств».
Самым популярным способом снижения своих расходов для россиян остается сокращение трат на развлечения вне дома (63% говорят, что продолжают экономить на этой статье расходов) и покупку новой одежды (55%).
«А учитывая, что для более чем половины (58%) участников исследования в России обновление гардероба - самый популярный и доступный способ применения свободных средств, видимо, экономия означает не столько снижение частоты покупок, сколько переход на более дешевые марки», - говорит Ольга Малинкина.
Индекс цен российских потребительских товаров