Картина «Кококо» - один из призеров прошедшего фестиваля «Кинотавр» - попала в десятку самых прибыльных лент прошедшей недели. Создателя фильма Авдотью Смирнову после этой работы стали называть одним из лучших российских жанровых режиссеров, а картину позиционировать как вечную комедию русской жизни.
В студии радио «Вести ФМ» режиссер рассказала о своей новой картине. Беседу вёл культурный обозреватель Антон Долин.
Долин: Здравствуйте. У микрофона Антон Долин. И сегодня гость нашей студии - режиссер, сценарист Авдотья Смирнова. Дуня, здравствуйте.
Смирнова: Здравствуйте, Антон.
Долин: Ну и как, наверное, вы понимаете, тема нашей беседы - это новый фильм, который вышел только что буквально на экран, называется «Кококо». Это уже третья режиссерская работа. Да, правильно?
Смирнова: Нет, на самом деле больше. Просто это третий кинофильм.
Долин: Да, кинофильм, правильно. Действительно, были же еще ведь «Отцы и дети». Но мы говорим про кино сейчас, сегодня будем говорить про это и про этот конкретный фильм.
Смирнова: Да.
Долин: Все-таки вот вы, Дуня, сравнительно поздно пришли в режиссуру. До какой степени вы сейчас как человек и пароход, занимающийся всем на свете, себя вообще с кинематографом как с основной профессией ассоциируете? Или все-таки это какая-то часть деятельности? Вот вы фильм завершили, выпустили на экраны и пойдете чем-то другим заниматься - писать книжку, делать телепередачу, что-нибудь там еще?
Смирнова: Нет, нет. Для меня это, безусловно, самая главная деятельность и самая интересная, и хочу я заниматься вообще-то только ею. Просто я действительно первую картину сняла, когда мне было 36 лет. Но для меня «Кококо» является по-настоящему моей первой картиной.
Долин: Почему это? Объяснитесь.
Смирнова: Объясню. Потому что я считала, что прежде чем идти самовыражаться, надо тебе, девочка, чему-нибудь научиться. Первая моя картина «Связь» - это была абсолютнейшая авантюра, ее должен был снимать Учитель, который мне неожиданно предложил запуститься с дебютом. И я в это бросилось, как в омут, просто потому, что считаю, что если такой вызов судьба посылает, то не принимать его нельзя. Дальше я поняла, что я хочу этим заниматься, дальше я сознательно пошла снимать сериал «Отцы и дети». Я хотела попасть в максимально трудные условия, потому что телевизионный сериал снимать труднее просто по срокам, ограничений намного больше, начиная от того, что ты должен снимать и ставить в монтаж принципиально больше крупных планов, например.
Долин: Наверное, просто продюсеры, какие-то требования, там форматы так называемые, без этого же некуда.
Смирнова: Совершенно верно, формат. Ну я вам говорю: даже вплоть до крупных планов, до того, как ты снимаешь, с каких точек, то есть какой ты язык выбираешь. Дальше. «Два дня» - это был абсолютный продюсерский заказ от начала до конца, жанровый. Мне было очень интересно поработать с жанром. И вот после этого, после вот этих трех картин («Отцы и дети» была очень большая работа, я считаю, что ее можно за полторы считать) я наконец попробовала первый раз рассказать про то, про что на самом деле я думаю и что я на самом деле об этом думаю. Поэтому для меня это вот как бы первая моя картина. Вот все ее ошибки, недостатки и так далее, они абсолютно адекватны мне, это я не могу сказать, что не хватало денег или не дали сделать продюсеры, или мне что-то вырезали и так далее. Это я, это то, что я думаю на сегодняшний день, и то, что я умею, а соответственно не умею на сегодняшний день.
Долин: Но это дает какое-то эйфорическое ощущение или подавляющее - то, что теперь уже ругать некого, кроме себя, и хвалить некого.
Смирнова: А это, вы знаете, придает на самом деле определенное спокойствие. Потому что самое обидное - это (ну так было, в частности, с моим дебютом), когда тебе говорят, что вот здесь вот не хватило этого, а вот здесь вот нужно было то, а ты знаешь, что это было снято и что это было сделано, но это не вошло в монтаж, или там было сделано по-другому, потому что продюсеры настояли, а ты не чувствовал за собой ни сил, ни опыта, ни права отстаивать свою точку зрения.