Подмосковные леса могли незаконно отдать под коттеджную застройку. Минприроды приступило к проверке решений регионального правительства о включении земель лесного фонда в границы сельских поселений. Операции, который вызвали сомнения, проводились в престижных районах области, где стоимость каждой сотки земли доходит до ста тысяч долларов.
Проверку инициировал бывший замглавы Росприроднадзора Олег Митволь. По его словам, подозрения связаны с тем, что статус земель был изменен всего за несколько дней до отставки прежнего областного губернатора. Подробности земельного скандала - в материале корреспондента радио «Вести ФМ» Николая Осипова.
Одинцовский и Красногорский районы - это главные объекты внимания экологов, а также земли, традиционно популярные среди тех, кто может позволить себе дорогой коттедж. Стоимость сотки земли в отдельных случаях достигает 100 тысяч долларов. У бывшего замглавы Росприродназдора Олега Митволь есть ряд сомнений, что некоторые участки были отданы под застройку законным образом. Документы уже переданы в Минприроды, что нам подтвердил руководитель пресс-службы ведомства Тимур Чернышев.
«Минприроды, рассмотрев обращение, проводит проверку обоснованности решения правительства Московской области о включении земельного лесного фонда в границы сельских поселений в Одинцовском, Красногорском и других районах Московской области», - замечает специалист.
Земли, о которых идет речь, ранее относились к лесному фонду, но затем были фактически отданы под коттеджную застройку. На каких основаниях и предстоит выяснить. Теоретически они вполне могли изменить свой статус, на это есть законные основания, но основания должны быть предельно убедительными. Руководитель Юридического центра, кандидат юридических наук Илья Иксанов поясняет, что есть несколько способов перевода земель из лесного фонда.
«Есть три основных механизма решения вопроса. Первый предусматривает процедуру принятия постановления на уровне правительств РФ, второй - на уровне субъекта федерации - это постановление соответствующего руководителя субъекта, и третий способ - это на муниципальном уровне», - констатирует эксперт.
На федеральном уровне смена статуса земель возможно при доказанной необходимости расширения и развития населенного пункта. Региональное руководство также вправе присоединять территории к населенным пунктам, но тут есть еще одно важное условие - согласие жителей, говорит Илья Иксанов.
«На региональном уровне это осуществляется через Генплан, то есть в Генплане предусматривается развитие территории и включение в нее земель лесного фонда, он добавляются в земли населенных пунктов, но здесь обязателен механизм публичных слушаний и согласия населения, чтобы их лес стал землями населенных пунктов. Если публичные слушания проходят и население на это согласно, то законодательных ограничений нет», - говорит специалист.
О том, как была проведена процедура изъятия земель из лесного фонда пока мало что известно. В этом и заключается проверка Минприроды, а также Генеральной прокуратуры, куда экологи направили обращения. Сомнения у них появились, поскольку речь идет почти о массовом переводе земель - 35 участков, площадью более 500 гектаров - это данные Минприроды. Заявители говорят и площади в три раза больше. Депутат Геннадий Гудков призывает к тотальной областной ревизии.
«Старт этой скупке земли был дан на одном из совещаний, где было провозглашено, что чем быстрее земля найдет хозяина, тем будет лучше для Подмосковья, в результате мимо бюджета земля за копейки уходила, иногда просто по криминальным схемам. Там участвовали и федеральные чиновники, ни один гектар не обходился без взятки и муниципальным чиновникам - круговая порука и чтобы отречься от этого наследства, если этого хочет Сергей Шойгу, он должен инициировать проверку», - говорит депутат.
Даже в Минприроды, где еще не сделали окончательных выводов признают, что схема вывода земель выглядит странной, ведь ранее от лесного фонда отрезали земли лишь в единичных и исключительных случаях. Но здесь наблюдался буквально всплеск земельных операций.
В 2012 году загадочным образом сотни гектаров территорий стали превращаться из земель лесного фонда в часть сельских поселений. Их просто присоединяли к уже существующим деревням. Особенно активно эти операции осуществляли в последние дни работы бывшего главы Подмосковья Бориса Громова. Экологи подозревают, что перед уходом подмосковное руководство спешило сделать то, чтоб было бы уже невозможно при новом губернаторе. Обоснованность подозрений должно проверить Миниприроды и прокуроры