Новый российско-белорусский конфликт разгорается вокруг создания холдинга «Росбелавто», который должен объединить производителей тяжелых грузовиков - КамАЗ и МАЗ. Москва настаивает на контрольном пакете в холдинге, официальный Минск - на полном паритете.
Белоруссия рискует потерять российский рынок, в том числе и рынок грузовых автомобилей, если будет по-прежнему сдерживать приход в страну инвесторов. Об этом посол России в Белоруссии Александр Суриков заявил в интервью белорусскому информагентству «Интерфакс-Запад». Речь шла о создании холдинга «Росбелавто», предусматривающего слияние крупнейших производителей грузовиков на постсоветском пространстве - белорусского ОАО «МАЗ» и российского ОАО «КамАЗ».
«Неважно, кто купит белорусские предприятия - россияне, американцы, - надо решаться на приватизацию. Белоруссия, в противном случае, может серьезно отстать и стать совсем неконкурентной, потерять даже российский рынок. И останутся только братские отношения», - заявил посол в интервью.
По словам Сурикова, ему «не очень понятны опасения белорусской стороны» в вопросе продажи МАЗа. «У меня же есть опасение, что и МАЗ и КамАЗ будут выжиты со всех рынков китайскими компаниями. Китай по очереди или сразу раздавит предприятия своим производством большегрузных автомобилей. Но сегодня с КамАЗом ситуация обнадеживающая. В активах КамАЗа появился новый собственник - "Даймлер-Бенц", обладающий высочайшими технологиями. Объединив эти активы, КамАЗ проводит модернизацию и становится конкурентоспособным. Если белорусская сторона уйдет со своим МАЗом в сторону, у нее появятся проблемы еще быстрее, чем с другими конкурентами», - подчеркнул Суриков.
На высказывания российского дипломата остро отреагировал белорусский президент.
Комментируя слова Сурикова, Александр Лукашенко заявил, что республика готова отказаться от создания холдинга «Росбелавто», если ранее согласованные сторонами условия сегодня не устраивают российских партнеров.
«Мы твердо договорились: если мы объединяем активы, значит, в общей компании 50/50, соответствующее управление. Но руководство той корпорации, видите ли, не устраивает 50/50. Надо контрольный пакет акций, и дороговато Белоруссия просит. Ну, хорошо, если дорого, тогда не надо соглашаться. Давайте будем работать», - заявил Лукашенко.
Также президент Белоруссии рассказал, что у него в начале июня состоялся разговор с президентом России Владимиром Путиным о перспективах объединения двух производителей грузовиков.
«Прежде чем говорить послу об этом, надо уточнить. МАЗ сегодня нисколько не хуже КамАЗа. С удовольствием его покупают. И не только в республиках СНГ, но и в России с удовольствием берут», - заметил глава белорусского государства. «Я не хочу говорить о том, что мы нацелены на конкуренцию с КамАЗом. Ни в коем случае. Зачем нам конкурировать? Всем места хватит. Если на то пошло, давайте поделим наши рынки. Но если вы вступили в ВТО, и у вас позиция поменялась, то мы договаривались, что Единое экономическое пространство - это святое. Все остальное - производно», - подчеркнул Лукашенко.
На встрече премьер-министров стран Таможенного союза в Санкт-Петербурге глава правительства Белоруссии Михаил Мясникович заявил, что Минск предлагает России создать совместное предприятие Минского автозавода и КамАЗа на паритетной основе.
«Сейчас вопрос цены не стоит. Надо определить степень вхождения в это совместное предприятие. Мы готовы выходить на паритетные отношения, но чтобы при этом компания была управляемая», - сказал Мясникович в ходе беседы с главой российского правительства Дмитрием Медведевым. «Мы сейчас работаем с нашими коллегами, надеюсь, мы найдем этот вариант. Просьба по своей линии это тоже поддержать», - обратился Мясникович к Медведеву.
Со своей стороны российский премьер признал, что «есть ряд вопросов, по которым необходимо провести дополнительные консультации», но «в целом результаты очень неплохие».
«Правительство Белоруссии привыкло не оценивать промышленные активы по реальной цене, а подгонять оценку под желаемую цифру, - говорит белорусский финансовый аналитик Юрий Дубина. - Вспомните, как развивались события в прошлом году. Когда в начале года представлявшие КамАЗ "Ростехнологии" всерьез поставили вопрос о слиянии автогигантов, белорусское правительство заказало оценку стоимости активов МАЗа независимой аудиторской компании Ernst & Young. Этот международный аудитор оценил активы предприятия в $800 млн, что явно не устроило белорусские власти - КамАЗ оценивался намного дороже ($2,4 млрд). Тогда контракт с Ernst & Young пригрозили просто расторгнуть и заказали повторную оценку, причем секретно. И получили требуемую цифру более чем в миллиард долларов».
«На протяжении всего 2011 года белорусская сторона больше говорила о создании альянса с КамАЗом, чем реально воплощало этот проект. И россиянам это надоело: 4 января посол России Александр Суриков заявил, что проблемы с подписанием контракта о слиянии автоконцернов МАЗ и КамАЗ происходят по вине белорусской стороны. По словам посла, "яблоком раздора" стала та сумма, в которую был оценен МАЗ», - свидетельствует эксперт «Газеты.Ru».
Месяцем ранее глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов заявил, что российская сторона должна получить 50% плюс одну акцию в холдинге КамАЗа и МАЗа, в противном случае структура будет неуправляемой.
«50 на 50 создавать смысла нет, это неуправляемая структура, тем более с ними (с Белоруссией), поэтому мы говорим - давайте мы побольше возьмем чуть-чуть, но 50 плюс один», - сказал Чемезов, которого цитирует Прайм-ТАСС. Ровно накануне первый вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко заявил о том, что основной этап переговоров по холдингу КамАЗ-МАЗ уже пройден. «Основные этапы, по большому счету, мы уже прошли», - сказал Семашко. В свою очередь Чемезов, комментируя ход переговоров о создании холдинга, сказал, что «все по-прежнему». Глава Ростехнологий также забраковал работу международной аудиторской компании Ernst & Young, которая по поручению Минпрома Белоруссии повысила оценку рыночной стоимости МАЗа с $800 млн до $1,095 млрд. Как заявил Чемезов, новая оценка МАЗа «абсолютно не устраивает российскую сторону».
Политологи считают, что попытка создать альянс двух производителей грузовиков имеет слабые перспективы. «Была уже масса инвестиционных проектов, которые утверждались лично Лукашенко, белорусское правительство получало деньги, а затем эти проекты благополучно хоронились, - рассказал "Газете.Ru" белорусский политолог Виктор Демидов. - Чаще всего жертвами становились российские инвесторы. Можно вспомнить компанию "Балтика", компанию "Итера" (девелоперский проект "Минск-Сити"), китайцев, реконструировавших аэропорт "Минск-2", и многие другие проекты. В автомобильной отрасли аналогичные провалы - это несостоявшиеся производства в Белоруссии автомобилей "Форд" (с США) и "Саманд" (с Ираном). Так что пророчить успех холдингу "Росбелавто" - по меньшей мере легкомысленно».
Автор: Денис Лавникевич (Минск).
Все автомобильные новости