Завершено присоединение порта к магистральному нефтепроводу Восточная Сибирь-Тихий океан
Владивосток, 18 июня, PrimaMedia.
Присоединение порта Козьмино к магистральному нефтепроводу ВСТО завершено. Пункт приема нефти заработает в начале июля. Но еще на прошлой неделе жители приморских поселков Врангель и Хмыловка приняли за экокатастрофу подключение пункта приема нефти - СМНП «Козьмино». Разгерметизация нефтепровода была плановой, остатки нефти собраны и увезены, сообщает информационно-аналитический портал «Нефтетранспортная территория».
Три недели начиная с 25 мая системы порта подключали к магистральному нефтепроводу, второй очереди ВСТО (Восточная Сибирь-Тихий океан). Ее мощность составляет 15 млн тонн в год, пуск планируется в конце 2012 года.
1 июня проводились гидроиспытания временных линий сборно-разборного трубопровода. Технология требует подключение пункта приема нефти к действующему магистральному нефтепроводу и предполагает его разгерметизацию в двух местах. По плану загрязненный грунт был вывезен для утилизации, а попавшее в ручей ископаемое топливо поймали в боновые заграждения и деактивировали.
Произошло же это досадное недопонимание вскоре после состоявшегося 5-7 июня визита в Китай президента России Владимира Путина. Новых договоренностей о поставках нефти подписано не было, хотя руководство Поднебесной очень хочет удвоить закупки российской нефти - и довести их до 30 млн тонн в год.
По информации Интерфакс, совместный российско-китайский протокол по итогам энергодиалога содержал несколько предложений. Первое, увеличение прокачки нефти по трубопроводу Атасу-Алашанькоу через Казахстан в объеме 3 млн тонн. Операторами поставки в этом варианте могли бы выступить ТНК-ВР и «Газпром нефть».
Второе предложение, на котором настояла китайская сторона, состоит в изучении возможности расширения действующего отвода от ВСТО Сковородино-Мохэ с текущих 15 млн тонн до 22-30 млн тонн.
Третий вариант предусматривал проработку вопроса о строительстве нового отвода от ВСТО в Китай в районе Козьмино мощностью до 15 млн тонн.
Сделать это возможно только сократив поставки на внешний рынок. А это ставит под угрозу само существование нового, но очень перспективного экспортного сорта российской нефти - Espo (это англоязычная аббревиатура ВСТО). Именно к цене Espo привязана стоимость 15 млн тонн нефти, которые сейчас идут в Китай по отводу Сковородино-Мохэ.
Продажи нефти Китаю через нефтепорт Козьмино исключают возможность манипулирования ценой в отличие от поставок по нефтепроводу. Не будет рыночной цены для Espo - Пекин сможет гораздо легче добиваться выгодной ему скидки.
Китай в феврале после годичных переговоров уже добился снижения контрактной цены на поставляемую в Мохэ нефть на 1,5 доллара с барреля, так называемой «страновой скидки». Дальнейший рост поставок нефти по трубе позволил бы Китаю требовать от России еще больших уступок.
Пока Россия настояла на своей позиции. В Пекине стороны договорились о возможном увеличении поставок нефти из России в КНР, но танкерами через порт Козьмино. Из 30 млн тонн нефти, которая будет переваливаться через Козьмино, доля эксклюзивных поставок «Роснефти» для Китая может составить 10 млн тонн в год, при этом стоимость нефти будет формировать на основе котировок, складывающихся при продаже сырья с отгрузкой из порта.
Сорт восточно-сибирской нефти Espo в настоящее время торгуется в Козьмино с премией 4,4 доллара к маркерному сорту Dubai. С ростом отгрузки премия может еще более вырасти, что вряд ли совпадает с интересами Китая, желающего покупать российскую нефть по ценам ниже мировых.