Зрители дождались «Сна в летнюю ночь». Завтра в музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко пройдет премьера оперы Бриттена. Подробности нашумевшей постановки узнала Анна Щербинина.
Москва увидит «Сон в летнюю ночь». 10 июня в музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко состоится премьера нашумевшей постановки оперы Бриттена. Ее с одинаковым нетерпением ждут и зрители, и театральное сообщество, и чиновники из Департамента культуры Москвы. Незадолго до премьеры в прессу попало анонимное анонимное письмо, в котором авторов постановки обвиняли в пропаганде педофилии и насилия. Подобные скандалы зачастую отвлекают внимание публики от главного - качества и художественного содержания спектакля. Накануне премьеры, которую пока не видел никто, кроме артистов, корреспондент радио «Вести ФМ» Анна Щербинина поговорила с дирижером оперы и выяснила, в чем же ценность этого спектакля.
Уильям Лейси - человек, который знает о современной опере всё. В 24 года он уже дирижировал в Английской национальной опере и с тех пор успел поработать в лучших музыкальных театрах мира. Принять участие в российской постановке оперы Бриттена «Сон в летнюю ночь» его сподвигли две вещи. Первая из них, любовь к музыке британского композитора, признается Лейси:
«Музыка в этой опере потрясающе красивая. В некоторых местах даже холодная, строгая. Это не такая музыка, как в "Богеме" или "Травиате", которая заставляет вас плакать от избытка эмоций. Но она очень-очень красивая».
Второй аргумент, заставивший известного дирижера на время покинуть свое нынешнее место работы в Лейпциге, это возможность поработать с английским режиссером Кристофером Олденом. В Европе его авторитет в театральном мире неоспорим, и Уильям Лейси призывает российских зрителей помнить о том, что перед ними настоящий мастер, а не новичок в погоне за скандальной славой:
«Нельзя путать режиссеров такого класса с шарлатанами, потому что Кристофер действительно талантливый, образованный профессионал. Конечно, в мире есть шарлатаны, которые хотят легкой славы. Они могут поставить "Травиату", поместив действие, скажем, в клинику для больных спидом в Нью-Йорке в 90-м году. Просто так, без всякой связи с текстом оригинала. Вот такие постановки заслуживают плохой репутации.»
Несмотря на то, что в Москве «Сон в летнюю ночь» еще до премьеры получил не самый теплый прием в связи со скандалом вокруг анонимного письма с обвинениями в разврате, Уильям Лейси уверен, что после показа зрители смогут составить правильное мнение. В его родной Англии постановка тоже вызвала бурные обсуждения, отмечает дирижер:
«Это была очень важная постановка в Англии. Очень обсуждаемая. Многие мои друзья и родственники были на премьере в Лондоне, и реакция была только положительная. Это постановка, которая берет за душу, заставляет сопереживать».
То, что такая традиционно классическая сфера искусства, как опера, осовременивается, вполне естественно, - подчеркивает Лейси:
«Часто, когда дело касается оперы, мы ожидаем, что там будут соблюдены определенные правила. Мы идем в оперу, и ожидаем увидеть толстых людей в старинных костюмах, поющих классическую музыку. Но, согласитесь, это очень старомодный взгляд на оперу».
Для тех же, кто все-таки опасается за морально-нравственную составляющую постановки, у Лейси есть ответ:
" В этой постановке нет ничего более шокирующего, чем то, что вы видите в кино или вечером по телевизору. Да, она касается чувствительных и эмоциональных тем, но в достаточно деликатной манере, которую я нахожу очень трогательной".
Буквально на днях опере Бриттена исполнится 52 года. Премьера состоялась в Англии 11 июня 1960 года, и с тех пор успешно ставилась по всему миру. Однако, в Москве бриттеновскую версию «Сна в летнюю ночь» не видели с 1965 года, когда Борис Покровский поставил ее в Большом. Поэтому перед музыкальным театром Станиславского и Немировича-Данченко стоит вдвойне непростая задача - несмотря на скандал, вернуть оперу на российскую сцену полвека спустя.