В России спиртное должно продаваться только в специальных государственных магазинах. С таким предложением выступила «Национальная алкогольная ассоциация». Это, якобы, резко сократит потребление спиртного в стране. Еще дальше в борьбе за трезвость сегодня пошли либерал-демократы. Лидер ЛДПР Владимир Жириновский предложил объявить в стране вообще сухой закон. К чему это приведет, выяснял корреспондент радио «Вести ФМ» Сергей Ткачук.
Сейчас в России уже существуют ограничения на продажу алкоголя. Купить спиртное можно только в магазинах, имеющих соответствующую лицензию, и строго в ограниченное время. Сроки каждый регион устанавливает свои. Например, в Москве продажа алкоголя запрещена с 23 часов до 8 утра. В области купить спиртное нельзя уже после 9 вечера. А в Якутии по выходным продажа алкоголя вообще запрещена. В «Национальной алкогольной ассоциации» придумали иное ограничение - запретить продавать спиртное коммерческим магазинам и дать это право исключительно государственным. Суть предложения объяснил президент Ассоциации Павел Шапкин.
«Дело в том, что коммерческие организации заинтересованы в сбыте алкоголя. Для них важна выручка, для них важно стимулирование продаж. Поэтому они ставят задачу максимального извлечения прибыли. Государственная компания могла бы думать о соблюдении ограничений. И в принципе, все необходимые доходы, которые государство должно иметь с алкогольной отрасли, они должны закладываться в акцизах или вмененном налоге на производственные мощности. Продажа - это уже вещь второстепенная, не так интересно с точки зрения получения доходов для государства», - говорит эксперт.
Государственные магазины должны быть специализированными (как раньше пиво-воды), чтобы спиртное не продавалось рядом с йогуртами. Таким образом, будет исключена невольная косвенная реклама ликеро-водочной продукции. Опять же можно установить возрастной ценз для покупателей. Все это должно сократить потребление алкоголя в стране. Все это так. Однако генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин видит в этом предложении более глубинный смысл.
«Мне кажется, что инициатива о начале антиалкогольной компании, она с одной стороны имеет благие намерения, но, как известно, именно ими выстлана дорога в ад. Мне кажется, что эта дискуссия развернута в преддверии кампании за введение госмонополии на алкоголь, как дополнительного дохода в бюджет из-за потерь на нефтяном рынке и из-за некоторых диспропорций в экономике, которые возникли в последнее время из-за кризиса финансовой системы Европы», - считает специалист.
Предложение же лидера ЛДПР Владимира Жириновского объявить в стране вообще сухой закон, Алексей Мухин считает абсолютно контрпродуктивным.
«Такие вещи, скорее всего, приведут к народному возмущению. Я напомню, что эта тема давно уже актуальна в информационном пространстве, и застрельщиком выступил Дмитрий Медведев, который объявил нулевые промилле для водителей. Этим снискал некоторое раздражение со стороны водительского сообщества, которое испытало очередной шок от подобной инициативы со стороны государства», - уверен эксперт.
Но если ноль промилле для водителей - это вопрос спорный, то введение сухого закона приведет к гораздо более серьезным последствиям, уверен руководитель Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз.
«Что мы получим в случае сухого закона? Во-первых, закроются предприятия легальные. У нас, кстати, в подпольном суррогатном сегменте 65% алкоголя. Все перейдет в подполье. Начнется массовое самогоноворение. Предадут анафеме имя самого Жириновского. Люди пить не бросят. Даже я практически непьющий человек в 1985-89 имел дома 5 трехлитровых банок с резиновыми перчатками домашнего вина. Абсурд, бред. Те, кто пьет, меньше пить не будет. Те, кто не пьет, и так пить не будет», - замечает Дробиз
В прошлом веке в России было 2 случая ограничения потребления спиртного населением - сухой закон 1914 года, и антиалкогольная кампания конца 80-х. Все знают, к чему это привело. Так что уж лучше, уверены эксперты, установить государственную монополию на продажу спиртного, запретить рекламу и, как предлагают некоторые депутаты, десятикратно увеличить размеры штрафов за продажу алкоголя несовершеннолетним.