В России вовсю подделывается продукция известных брендов. При этом спрос рождает предложение: такие товары пользуются популярностью - большинству покупателей все равно, оригинальный товар они покупают или нет.
Всегда ли копия уступает в качестве? Можно ли бороться с клонами? Разбиралась корреспондент «Вести ФМ» Вероника Борисенкова.
Эта схема работает безотказно: ушлые предприниматели берут за основу товар известной марки, меняют, например, одну букву в названии и регистрируют новый бренд. Отличить клон от оригинала невнимательный покупатель просто не в силах.
Китайское ноу-хау уже взяли на вооружение бизнесмены по всему миру. Клонируют не только марки одежды, бытовой техники, косметики, но и кинокартины и даже автомобили. По экспертным оценкам, товары, как две капли воды похожие на продукцию известных марок, занимают сегодня около 20% российского рынка. Сопрезидент Ассоциации брендинговых компаний России Алексей Андреев объясняет природу подделок:
«Подделывают, во-первых, раскрученные бренды, плюс те, которые легко подделать. Если эти два условия-вектора пересекаются, то в месте пересечения оказываются наиболее уязвимые бренды».
За примерами далеко ходить не надо. В магазинах и на рынках легко встретить спортивные товары Abibas, вечерние платья Dolce&Gucci, духи Kezno и плазменные телевизоры Panasunik. В продуктовых магазинах покупатели теряются между печеньем Chocopie и отечественным изобретением «Сокол-pie».
Есть и клонирование по-крупному. Так, у магазина «Пятерочка» есть клон в Красноярске - копирующий его внешний вид и логотип «Универсам №5». Между тем, Алексей Андреев отмечает, что порой наличие подделок даже выгодно оригинальным производителям:
«Мне иногда кажется, что существует даже некий заговор. Мне кажется, что разработчики оригиналов даже получают прибыль с этого. Посудите сами, есть раскрученная фэшн-линия Х, способная выпустить миллион сумок, а китайские производители выпустят еще и миллиард сумок под этой маркой. Разве не выгодно?»
Надо отметить, что и самих потребителей все эти замены не смущают. Так, согласно опросу, проведенному ВЦИОМ, почти 90% респондентов признались, что легко могут спутать упаковки или решить, что немного отличающиеся внешне или созвучные товары принадлежат одному производителю. Что касается самих производителей, то далеко не все готовы мириться с подобной ситуацией. Так, недавно компания «МТС» шумно воевала с «Интинской птицефабрикой», поместившей на свои упаковки логотип оператора - белое яйцо на красном фоне. «Красный Октябрь» судился с фабрикой «Славянка» за свою известную шоколадку: «Славянкой» была выпущена шоколадка «Алина», почти абсолютно копирующая «Аленку». А сейчас, например, Компания «КамАЗ» судится с производителем игрушек - фирмой «Бауэр». Причиной тяжбы стал выпуск игрушечных грузовиков, до последнего винтика копирующих шедевр отечественного автопрома. В успехе процесса автоконцерн не сомневается, отмечает директор по информационной политике «КамАЗ» Олег Афанасьев:
«У нас большой опыт ведения подобных процессов. И по опыту предыдущих судов, шансы у нас достаточно высокие. Наказание - штраф и изъятие товара. Вообще, мы действуем в рамках международного и российского законодательства, которое надо соблюдать, и, по всем правилам, если кто-то хочет использовать наш бренд или копировать наши модели, нужно спрашивать разрешения у нас».
Как отмечают юристы, действительно, единственный способ остановить атаку клонов - судиться с теми, кто их штампует. Надо отметить, что в последние годы процессов за чистоту торговых марок становится все больше. Ведь товарный знак охраняется законом. И если клон продукта действительно похож на оригинал, то доказать в суде это реально. Существует экспертизы Роспатента и другие исследования, доказывающие, что стилизация незаконна. Работы в этом направлении непочатый край, но прецеденты уже созданы. Тем не менее, ликвидировать клонов как класс, по всей видимости, невозможно. По той простой причине, что спрос на них постоянно растет.
Индекс цен российских потребительских товаров