Столичные велоэнтузиасты, от предложений которых власти многие годы беззлобно, но неуклонно отмахивались, добились признания.
Московские чиновники наконец-то изобрели велосипед и с энергией неофитов принялись внедрять велодорожки и велопарковки, сами стали участвовать в велопробегах и пропагандировать достоинства экологического вида транспорта. «Педальные кони» обещают стать законодателями летней моды 2012 года. Их хозяева тоже держат руку на пульсе. Велосипедисты Москвы и России объединяются в организованное общественное движение для целенаправленного похода во власть. Они заявляют о своих правах и предлагают собственные схемы решения экономических, транспортных и экологических проблем.
20 мая более 5000 человек собрались в Лужниках для участия в беспрецедентной массовой акции на велосипедах - велопараде «Let’s bike it». Люди самых разных профессий, достатка, общественных воззрений объединились для того, чтобы проехать по центральным улицам столицы и продемонстрировать свою принадлежность к некоему полувиртуальному, неполитическому сообществу - клану велосипедистов.
Как и полагается, в параде участвовали велики самых разных мастей и конфигураций - и прогулочные городские, и навороченные, ходкие маутинбайки, и стремительные шоссейники, и, конечно же, тандемы, как без них. В кои-то веки у велосипедистов появилась редкая возможность проехать по совершенно свободным от транспорта и пробок московским улицам и набережным, порадоваться хорошей погоде, оглядеться и понять: их очень и очень много. Настроение участников было приподнятым, и когда у Васильевского спуска голова велосипедной колонны, повернувшая обратно в Лужники, встретилась с ее хвостом, велосипедисты стали радостно приветствовать друг друга, встречаясь ладонями: «Дай пять!»
Образ среднестатистического участника велопарада можно нарисовать примерно так: человек незлобный, успешный, культурный и неравнодушный. Вылезти из мягких салонов авто многих из них побуждает совсем не нужда, а новый тип мышления и стремление изменить свой город. Не случайно любители велосипеда ратуют не только за создание инфраструктуры, но и за развитие общей культуры между участниками дорожного движения. «Дело ведь не только в велодорожках, - говорит глава департамента культуры столицы Сергей Капков. - Сейчас водители не уважают велосипедистов, и это большая работа - привить культуру и уважение на дорогах». С этим согласен и глава департамента транспорта Максим Ликсутов. «Я думаю, что надо не только строить велодорожки, но и пересмотреть Правила дорожного движения с точки зрения безопасности велосипедиста - мы будем этим заниматься, будем делать все для того, чтобы велосипед стал полноценным транспортом в Москве», - говорит он.
* * *
Москва - город автомобильный. С этим очевидным утверждением велосипедисты в корне не согласны и считают подобную точку зрения ущемлением своих прав. Сторонники велодвижения сетуют: автомобили съели городское пространство, оккупировали газоны и детские площадки, загрязнили воздух, или, как они говорят, из средства передвижения сделались средством отстоя. А вот велосипед, способный выжимать по нормальной дороге до 15-20 км/ч, оказался очень даже перспективным способом передвижения по городу, быстрым и удобным.
В пользу велосипеда приводятся следующие весомые аргументы: во-первых, легкая физическая нагрузка на свежем воздухе существенно укрепляет здоровье, во-вторых поднимает настроение, в-третьих, способствует улучшению экологии. То, что велосипедисты - люди счастливые, доказывает нехитрая европейская статистика. В странах, где велодорожная сеть давно уже стала частью городской инфраструктуры, количество довольных жизнью горожан существенно выше, чем где бы то ни было. Сегодня в Москве около 3 миллионов велосипедов, и, если верить опросам, 2/3 горожан при создании удобной инфраструктуры готовы пересесть с авто на велосипед.
Уставшие бороться с пробками чиновники выработали для себя довольно привлекательную формулу оправдания: автомобильные пробки в мегаполисе - не зло, а неизбежность. И исчезать они (пробки) совсем не должны, так как являются показателем деловой активности города. Вряд ли с этим согласятся миллионы московских автомобилистов, которые проводят в пути полжизни. Они ждут не дождутся новых дорог и развязок, в то время как сторонники велодвижения считают, что их надежды напрасны. Опыт развитых стран показывает, что увеличение пропускной способности дорог совсем не панацея от транспортных заторов. Закон эластичности авторынка заключается в том, что на каждый процент новой дорожной сети автомобили прирастают в среднем на 3-5 % - чем больше дорог, тем больше автомобилей. «Разве велосипедисты, роллеры, пешеходы не являются полноправными участниками дорожного движения? - восклицает руководитель ЦНИИП велотранспорта Игорь Маркин. - Все горожане в той или иной степени являются пешеходами. Но далеко не все являются автомобилистами. Так почему бы не скорректировать вектор решения транспортных проблем в Москве? Человек может и хочет перемещаться максимально доступными экономичными и экологичными способами. Надо только создать для этого условия».
Таким образом, выход, по мнению сторонников велодвижения, один: поиск новых рациональных путей для совершенствования транспортной инфраструктуры. Велосипед - один из вариантов. Дело за малым: просто признать его существование и начинать медленное, постепенное движение к велоперестройке городского организма.
Велодорожки, по мнению специалистов, нужно строить в три этапа. В первую очередь - в рекреационных зонах, затем - в жилых массивах, наконец - вдоль магистралей. Такая последовательность позволит постепенно приучать горожан воспринимать велосипед не только как воскресное развлечение, но и как полноценный вид транспорта.
* * *
Сегодня в России можно отметить несколько очагов популяризации велодвижения. Звание «велосипедной столицы» делят Москва и Санкт-Петербург, их опыт используют энтузиасты в Твери и Великом Новгороде. Например, портал «Let’s bike it» рассказывает об общемировых тенденциях развития велосипедного транспорта, велопутешествиях по Европе, собирает информацию о велопарковках и веломаршрутах в Москве. Общественное объединение Велотранспортный союз объединяет любителей и специалистов, заинтересованных в создании велоинфраструктуры. А помимо прочего занимается разработкой законов и нормативных актов, которые нужны для легализации велосипедного движения, ищет точки соприкосновения велообщественности и городских органов власти, занятых в реализации велопрограммы. Проект «Велоночь» проходит в Москве уже в шестой раз. Его основатель доцент РУДН Сергей Никитин использует велосипед как средство для объединения людей, интересующихся историей и культурой. Велосипедисты совершают ночное паломничество по заранее оговоренному маршруту, смотрят и изучают памятники архитектуры. Экскурсия сопровождается рассказами-лекциями именитых спикеров, таких, как режиссер Эльдар Рязанов или архитектор Сергей Скуратов, и транслируется в прямом эфире радио «Маяк».
* * *
Люди, ощутившие на себе всю прелесть и свободу передвижения на велосипеде, стремятся побыстрее обзавестись собственным железным конем. И сразу же попадают в недра огромного велорынка, который сегодня считается одним из самых объемных и перспективных в мире.
Основной массив двухколесных «коней» подразделяют на универсальные и горные велосипеды. Первые, в свою очередь, делятся на прогулочные, городские и туристические. Россияне, как правило, отдают предпочтение маневренным маутинбайкам (горным велосипедам), в то время как европейцы предпочитают добротные, удобные и не экстремальные туристические. Универсальные велосипеды созданы для того, чтобы неспешно перемещаться по городу, наслаждаясь панорамой окрестностей, и не нацелены на достижение спортивных результатов. В то время как горные подразумевают езду по пересеченной местности, преодоление препятствий и прочие острые удовольствия.
Любой велосипед - это прежде всего рама и навеска. От качества рамы зависят основные качества велосипеда, такие как скорость, маневренность, устойчивость на дороге. Недаром на разработку рамы у производителей уходит до 80% времени и средств. Рамы бывают стальными, алюминиевыми, хромомолибденовыми и карбониевыми. Чем легче и прочнее рама, чем лучше ее геометрия, тем выше ценится велосипед.
Грамотная качественная навеска добавит велосипеду множество других полезных свойств. От нее зависит удобство посадки, мягкость торможения, скорость, маневренность, проходимость. К деталям навески относится амортизационное оборудование, система трансмиссии, переключатели скорости, руль, седло, педали, колеса, покрышки, фонари, багажники, крылья - словом, все-все-все. Если мечтаешь о быстрой езде, забудь о крыльях и фонарях - для спортивных целей берется минимум навески.
Сделать правильный выбор человеку несведущему очень трудно, поэтому специалисты советуют не спешить с покупкой и проанализировать собственные мотивы и намерения.
- Есть довольно простой алгоритм, позволяющий подобрать нужную модель даже для того, кто только вчера научился ездить на велосипеде, - говорит бренд-менеджер компании CUBE Russia Денис Ефимов. - Определите, где вы хотите кататься. Если ареалом велообитания окажутся городские лесопарки или ближайший пригород, выбираем велосипед дорожного типа, туристический или городской, с расслабленной посадкой, большими колесами, «гладкими», хорошо катящимися покрышками. Количество передач особой роли не играет, но на любом велосипеде желательно иметь не менее 7-8 передач.
Если вдруг проснулось желание ездить по неизведанным тропинкам и вы готовы делать это в любую погоду, то выбирайте горный велосипед. У него колеса традиционного у нас стандарта 26, покрышки с развитыми грунтозацепами, узлы и компоненты высокого класса, а также обилие передач - на современном маунтинбайке их может быть до тридцати трех!
Не стоит гнаться за "самыми навороченными" моделями. Понимание того, что действительно нужно для комфортной поездки «в свое удовольствие», приходит только с опытом. Для начинающего велосипедиста лучше выбирать относительно недорогие велосипеды. Это позволит свести к минимуму риск ошибиться с первым байком, а значит, потерять деньги и мотивацию к дальнейшему катанию. Обычно средний ценник довольно невысок. Самый востребованный сегмент соответствует цене примерно в 15 тыс. рублей - за эти деньги можно приобрести вполне качественный прогулочный маунтинбайк с хорошим соотношением цена/качество.
Оцените свою платежеспособность и приобретайте велосипед с учетом того, что к нему придется закупать аксессуары: грязезащитные крылья, светотехнику, элементарный набор инструментов и, главное, индивидуальное снаряжение - как минимум перчатки и шлем (1500-2000 руб.), желательно полный комплект велосипедной одежды (5000 руб. и выше).