Архитекторы предлагают вынести железнодорожные вокзалы за пределы Москвы. В планы расширения столицы эти громоздкие сооружения с обширными прилегающими территориями плохо вписываются. Как может выглядеть столица без железнодорожного транспорта, пыталась представить корреспондент радио «Вести ФМ» Ольга Беляева.
Что делать с железнодорожным вокзалом? Этот вопрос волнует градостроителей и архитекторов на протяжении последних ста лет. Лондон, Париж, Берлин, Москва в разные годы сталкивались с проблемой, когда железнодорожная инфраструктура мешала развитию городской. Градостроительные проблемы породили ряд проектных предложений.
Карбюзье, сравнивая вокзал с втулкой колеса, помещал его в центр Парижа, Лондонская академия искусств, напротив, выносила здания вокзала за пределы кольцевой автомагистрали. Что делать с девятью столичными вокзалами, которые после расширения Москвы окажутся в историческом центре, задумались московские архитекторы. По их наблюдению, вокзалы, которые изначально строились на окраине города, оказались в его центре. Железнодорожные пути буквально режут прилегающие территории, промзоны портят городской пейзаж, а практически круглосуточная работа нарушает покой окрестных жителей, объяснил нам один из авторов идеи доцент кафедры экономической и социальной географии географического факультета МГУ им.Ломоносова Владимир Горлов.
«Смысл идеи - расчистка территории Москвы от несвойственных ей функций. Вокзалы надо постепенно переносить на окраину - освободятся огромные территории, которые можно пустить под застройку. Транспортная сеть разрезает Москву и не позволяет перемещаться по радиусам, этот перенос улучшит систему транспортного снабжения в городе. Вот это две главных задачи», - считает специалист.
Прежде всего, надо вывести за черту города грузовые терминалы, советует генеральный директор исследовательского агентства «Инфраньюс» Алексей Безбородов. Ведь они занимают в десятки раз большую площадь, чем сам вокзал.
«Вокзал - это электрички, поезда дальнего следования, это центр притяжения, который просто надо грамотно организовать. Если просто вынести - вокзал будет в Митино. А мне, чтобы доехать до Питера за 8 часов, надо еще 2 потратить, чтобы попасть в Митино», - замечает эксперт.
Кроме того, каждый из девяти московских вокзалов - это памятник культуры и архитектуры. В их строительстве и декорировании принимали участие знаменитые архитекторы - Щусев, Тон, Шухов и другие. Все это необходимо сохранить, уверен заместитель руководителя Москомархитектуры, главный художник Москвы Игорь Воскресенский.
«Не просто памятник архитектуры, его окружает определенная застройка, которая с ним взаимодействует. Более того, когда памятник существует в определенной среде, мы под него подстраиваемся колористикой. Повторяем определенные цвета в окружающей застройке. В ряде европейских городов вокзалы превращены в культурные центры. И это мировая практика», - говорит специалист.
Могут сохранить лишь фасад, беспокоится Алексей Безбородов
«Тут может быть так: с прицелом на некий девелопмент на фасаде разместят надпись - "памятник архитектуры", а внутри будет торговый центр», - замечает специалист.
Вынести вокзалы за черту Москвы - идея затратная, по оценке экспертов, может стоить сотни миллиардов рублей. При этом, не исключено, что через 10-15 лет город снова их поглотит.