Бывший президент футбольного клуба «Москва» Игорь Дмитриев заявил агентству «Р-Спорт», что селекционная деятельность в российских клубах является сложной сферой, которую опасно отдавать исключительно на откуп главному тренеру команды.
Дискуссия на тему, кто должен иметь право последнего слова в вопросах приобретения футболистов - руководство клуба или главный тренер, оживилась после того, как бывший наставник московского «Локомотива» Жозе Коусейру поведал о том, что «в большинстве случаев "Локомотив" брал новых футболистов, не учитывая мнения тренера».
«Вопрос на самом деле очень тонкий. Начну с того, что принимать принципиальные решения в этой сфере должен клуб, потому что тренер по жизни является чаще сменяемой фигурой, чем менеджер, но именно последний отвечает за финансовые вложения и перспективы развития организационной структуры», - сказал собеседник агентства в телефонном разговоре с корреспондентом «Р-Спорт».
Эксперт отметил, что «в разных клубах разное отношение к этому вопросу». «Допустим, тренеры отечественного выпуска, если можно так выразиться, настаивают на том, что они должны принимать деятельное участие в селекции. Их аргумент таков: мы отвечаем за результат, поэтому нам виднее, кого из футболистов необходимо привлекать. Но я догадываюсь, почему многие из них к этому стремятся. Чтобы поучаствовать в финансовых потоках во время проведения трансферов. Потом, удобнее иметь в распоряжении игроков, которые зависимы от того же тренера. Их зарубежные коллеги более спокойно относятся к тому, что селекцией заняты менеджмент и селекционная служба. Единственное, они, как правило, четко формируют свою позицию по содержимому игрока (стиль, амплуа, другие нюансы). Если правильно выстроена работа, то рассматривается две-три кандидатуры на усиление состава, а тренер выбирает наиболее ему предпочтительного игрока», - пояснил специалист в области футбольного менеджмента.
Комментируя слова Коусейру, он сказал, что «не видит ничего плохого в том, что Коусейру не принимал непосредственного участия в трансферах "Локомотива" "Правда, я не думаю, что с ним вообще не согласовывали вопрос, с кем и зачем ведутся переговоры. Тренеры приходят и уходят. У меня еще во втором дивизионе был показательный опыт. Приходит тренер и говорит: „Мне эти 15 футболистов из 20-ти не нужны". После этого неопытный руководитель допускает фактически смену команды. Потом наставник уходит - из-за отсутствия результата, кстати - идет другой со словами „Какой ‘отстой’ вы накупили!" Это радикальные примеры, но к ним легко прийти, если не развивать менеджмент. Поэтому я солидарен с руководством „Локомотива", - подчеркнул Дмитриев.
Тренер должен уйти через 3 года
Он также считает, что „тренер не может работать в одном клубе больше трех лет, за редким исключением". „По истечении этого срока или тренера надо менять, или команду. Смотришь на ЦСКА, хорошие ведь футболисты все! Но такое ощущение складывается, что они уже смотреть друг на друга не могут. Сборы, игры, перелеты, и все это на фоне больших физических и психологических нагрузок, да в одной и той же компании. Все это накапливает негативные эмоции. Следовательно, очень важна ротация и смена поколений. Но если этим будет заниматься, главным образом, тренер, то возникнет большая опасность в другой крайности, когда костяк команды будут составлять шабашники, которые придут с этим тренером, а после уйдут и оставят за собой выжженное поле. Такое нашествие испытали на себе многие клубы, у которых был шанс чего-то добиться, но которые или прекратили существование, или откатились в низшие дивизионы", - пояснил свою позицию менеджер, чьим последним клубом была канувшая в лету „Москва".
Собеседник агентства ответил на популярный аргумент тренерского сообщества в адрес современных менеджеров. „Бывает, тренеры обвиняют менеджеров в некомпетентности по спортивным вопросам. Этот факт присутствует, и в ряде случаев понять их (наставников) можно. Вообще здесь две стороны одной медали. С одной, некомпетентность менеджера, с другой - сверхкомпетентность тренера. Начинаешь как руководитель дискутировать на некую тему с тренером, так у него ответ: ‘Ты где играл? Кого тренировал? Что выигрывал?’. В этот момент рушится все управление клубом, потому что у управления есть законы. В частности, когда ты начинаешь апеллировать к прошлому, это значит, что ты ‘мертвый’ с точки зрения управления человек. Ведь бывает так, что у тренера нет аргументов, и он начинает жить фантомными воспоминаниями. На мой взгляд, в состав менеджмента должны входить люди, имевшие непосредственное отношение к футболу, однако не за ними должно быть последнее слово", - заключил Дмитриев