Рекламная кампания, которую Украина развернула накануне Евро, пользы не принесла. О возможной окупаемости турнира речи не идёт. Скоро страна будет подсчитывать миллиардные убытки.
В 2007 году, сразу после получения Украиной и Польшей права принять Евро-2012, предстоящий турнир анонсировался как масштабный имиджевый и экономически выгодный для страны проект. Но с каждым следующим годом экономические вопросы поднимались лишь в плане увеличения бюджетов на организацию чемпионата, а главной целью в проведении Евро всё чаще обозначалась имиджевая составляющая. О том, что Евро-2012 в Украине не окупится, стало понятно ещё несколько лет назад, а сам турнир может стать не только самым дорогостоящим в истории, но и рекордным в плане убытков. Украине, только подтягивающей свою инфраструктуру к европейским стандартам, сложно рассчитывать на уровень доходов тех же Австрии и Швейцарии, принимавших Евро-2008 и заработавших порядка € 470 млн. Раз денег нет, придётся работать на имидж.
Во время подготовки к чемпионату Европы Украина развернула масштабную рекламную кампанию предстоящего события, которая шла как на отечественных телеканалах, так и на зарубежных. Всего на эти цели было потрачено больше $ 20 млн. Львиная часть этих средств ушла на изготовление и размещение рекламных роликов и программ, посвящённых Евро-2012 на ведущих мировых телеканалах.
Сложно, конечно, оценивать в плане возможной прибыли расходы, направленные на строительство инфраструктурных объектов. Эксплуатация тех же стадионов ежегодно будет обходиться в несколько десятков миллионов долларов. Впрочем, государственные НСК «Олимпийский» и «Арена Львов» уже нашли хозяев на ближайшие 10 лет - «Динамо» и «Карпаты» соответственно возьмут стадионы в аренду. Сложнее с аэропортами. Авиаперевозчики не спешат заходить в Украину, а цены на перелёты внутри страны настолько высоки, что не исключено, что новёхонькие аэропорты после Евро-2012 в ближайшие несколько лет будут работать в половину своей мощности.
Но это инфраструктура, которую в любом случае рано или поздно приходилось бы улучшать. Гораздо обиднее, что из-за своего желания заработать Украина может лишиться значительной части прибыли. К примеру, взлёт цен в гостиницах во время Евро уже привёл к тому, что многие иностранные туристы отказываются ехать в Украину, предпочитая жить в Польше и прилетать только на матчи. И это притом, что играть в стране будут сборные благополучных в финансовом плане стран - Германии, Франции, Англии, Дании, Швеции, Голландии. Но даже для обеспеченных европейцев цена в € 18 тыс. за четыре ночи (такое спецпредложение красовалось на сайте одного из донецких отелей на матч Англия - Франция) - заоблачная. К слову, найти в одном из принимающих городов квартиру на месяц по цене около $ 300 в сутки сейчас - большая удача.
К примеру, по данным СМИ, эконом-вариант на время Евро для одного постояльца на 23 ночи в трёхзвездочном отеле Киева обойдётся почти в $ 33 тыс. Для сравнения, аналогичное предложение в Варшаве - $ 3 тыс. На Евро-2012 хотят заработать все: от таксистов до крупных бизнесменов. Но пока что виден обратный эффект - ехать в Украину никто не хочет. Вот и получается, что $ 20 млн, потраченные на рекламу турнира, могут служить таким же примером «подготовки по-украински», как и часы, установленные у входа в мэрию Киева и отсчитывавшие время к Евро-2012 и сломавшиеся несколько недель назад. Их-то в любом случае починят, но, как говорится, осадок остался. Равно, как и с ценами в гостиницах - правительство грозится взять их под свой контроль, но не будет ли слишком поздно.
Пока же вся эта ситуация привела к тому, что впервые за последние 20 лет футбольной ассоциации Англии не удалось продать все свои билеты на крупный турнир с участием своей сборной. Как известно, на групповой стадии турнира англичане два матча проведут в Донецке и один в Киеве. Футбольная ассоциация Англии получила 23 тысячи билетов для продажи в феврале на три групповых матча, но только 7500 были проданы в срок.
Как следствие в Украине сейчас не могут предположить, сколько же туристов захотят приехать в страну на время Евро-2012. Разброс большой даже в самых оптимистичных прогнозах большой - от 800 тысяч до полутора миллионов. В реальности даже полмиллиона туристов будут считаться очень хорошим показателем. Если каждый из них в среднем «оставит» в стране 1000 евро - будет очень даже неплохо, а Евро-2012 считаться удачным с точки зрения финансовых результатом.
Зато не останется в накладе УЕФА. Европейский футбольный союз ожидает от проведения Евро-2012 как минимум € 1,3 млрд. Большую часть доходов составит продажа медиа-прав - 62%, или более € 840 млн, и коммерческих прав - 22%, или € 290 млн.
Все новости страны