Прокуратура Ростовской области проверит законность действий руководства профсоюза ООО «ТагАвтоПром», который фактически препятствует требованиям рабочих таганрогского автозавода (ТагАЗ) о погашении долгов по зарплате. В ближайшие месяцы на предприятии планируется сократить почти 2700 человек, но его сотрудники рискуют потерять не только работу, но и остаться без честно заработанных 53 миллионов рублей.
На этой неделе прошло заседание рабочей группы по обеспечению соблюдения законности при массовом сокращении работников «ТагАвтоПрома», который был создан в 2010 году на базе ТагАЗа. 10 мая стало известно, что с завода в период с 10 июня по 10 августа уволят 70% сотрудников - 2 695 человек. В условиях, когда на предприятии производится всего 1,5 тысячи автомобилей в месяц, руководство решило сэкономить на фонде оплаты труда.
В совещании, посвященном ЧП, приняли участие представители областной прокуратуры, чиновники, руководитель ООО «ТагАвтоПром» и глава профсоюзной организации завода. Дело в том, что руководство завода в начале мая обещало расплатиться по всем долгам до 15 мая, но задолженность перед рабочими сейчас достигла 53 млн рублей.
В ходе совещания выяснилось, что профсоюз не только не помогает рабочим добиваться причитающихся им выплат, но и, по сути, действует на стороне руководства предприятия.
«Руководители профсоюзной организации ООО "ТагАвтоПром" занимают позицию администрации предприятия и фактически препятствуют защите прав работников в судебном порядке, принимая на своих заседаниях решения об отказе обращаться в органы прокуратуры области для дальнейшей защиты прав работников», - отмечается в сообщении областной прокуратуры.
Комиссия по трудовым спорам ТагАЗа, решения которой о взыскании невыплаченной зарплаты имеют силу исполнительных документов, как оказалось, фактически не работает. «В результате влияния профсоюзной организации из почти четырех тысяч работников завода в комиссию по трудовым спорам обратилось только три человека», - говорится в заявлении ведомства.
Прокуратура предупреждает, что действия профсоюза и пассивная позиция самих рабочих могут привести к тому, что долги вообще не будут погашены. «В отсутствие исполнительных производств либо решений комиссии по трудовым спорам поступающие на расчетные счета ООО "ТагАвтоПром" денежные средства будут расходоваться администрацией предприятия по собственному усмотрению», - пояснили в ведомстве.
По итогам заседания прокурору Таганрога совместно с областной Гострудинспекцией поручено провести проверку законности действий заводской профсоюзной организации.
«Этот профсоюз создан два года назад руководством завода, поэтому ничего удивительно в таком отношении к рабочим нет. Обычная ситуация, когда люди не хотят иметь нормальный независимый профсоюз, они получают то, что хочет хозяин, то есть в данном случае ничего, - заявил "Газете.Ru" глава Межрегионального профсоюза работников автопрома Алексей Этманов. - Прокуратура почему-то не возмущалась, когда наш независимый профсоюз на ТАГазе полтора года давили, а его организаторов незаконно сокращали. Теперь ей вдруг что-то не понравилось. Тут надо было раньше думать, сейчас они всех просто выкинут на улицу без денег».
Представители профсоюза ООО «ТагАвтоПром» на момент сдачи материала были недоступны для комментариев.
Впрочем, далеко не все работники поддаются на уговоры заводского профсоюза. В прокуратуру Таганрога ранее обратились 250 сотрудников предприятия, их заявления были направлены в мировой суд. Заявления были рассмотрены и удовлетворены, предприятие погасило долг на сумму 2,4 млн рублей в полном объеме.
Перспективы самого ТагАЗа пока остаются туманными. В 2009 году у предприятия образовались долги на сумму более 20 млрд рублей. На следующий год ТагАЗу удалось договориться о реструктуризации почти со всеми кредиторами за исключением ВТБ, который подал к заводу ряд многомиллионных исков. Выиграв их, ВТБ едва не добился банкротства предприятия, но в ситуацию вмешался премьер-министр Владимир Путин. По итогам специального совещания с его участием было принято решение, что ВТБ снизит в два раза процентную ставку по кредитам. Также банк заявил о готовности провести реструктуризацию долга.
Казалось, завод сможет выжить, однако в апреле этого года руководство ТагАЗа уже само обратилось в Арбитражный суд ростовской области с иском о банкротстве.
Эксперты предположили, что таким образом предприятие пытается вновь обратить на себя внимание и добиться новых льгот и преференций. Рассмотрение иска несколько раз откладывалось, очередное начало слушаний намечено на 4 июня.
«Проблемы ТагАЗа в том, что у него нет хорошего стратегического партнера. Автомобили, которые завод выпускал вместе с Hyundai, когда-то были конкурентоспособными, но сейчас это время ушло. Нужно снижать цены, но снижать уже некуда, так как вилка между ценой автокомплекта и ценой готового автомобиля у них и так была небольшой, - считает исполнительный директор агентства "Автостат" Сергей Удалов. - Сотрудничество с китайскими партнерами тоже не принесло ожидаемого эффекта.
Основная проблема компании в том, что они не смогли увеличить свой денежный оборот - даже после вмешательства правительства по кредитам все равно нужно платить, а денег у предприятия нет, так как продажи остаются на низком уровне (в 2011 году завод произвел и продал около 30,5 тыс. автомобилей - "Газета.Ru")».
Эксперт считает, что на этот раз государство, возможно, не станет напрямую вмешиваться в сложившуюся ситуацию. «Господдержка конкретных предприятий это не самый эффективный путь решения проблем. Гораздо больше пользы дают такие программы как "Автохлам", которая помогла нашим заводам как-то выживать в кризис. В ситуации с "ТагАвтоПром" власти могут помочь рабочим в плане дальнейшего трудоустройства, как в своем время на "АвтоВАЗе. Но нельзя исключать и вариант, когда власти вновь протянут заводу руку помощи, например, сумев найти ему нового партнера, готового произвести серьезные инвестиции", - заключает Удалов.
Автор: Анатолий Караваев.
Все автомобильные новости