Украина и Россия - рынки, где продажи одежной сети Stockmann Group растут быстрее всего, сообщила вчера финская компания в своей финансовой отчетности. В Украине она представлена всего двумя магазинами Seppala и, несмотря на 20-процентный рост выручки, продолжает работать в стране с операционным убытком. Компания могла бы развиваться более активно, считают участники рынка: Seppala недостаточно инвестировала в продвижение.
Наибольший рост продаж финской розничной сети Stockmann Group зафиксирован в Украине и России, сообщила компания в своем финансовом отчете по итогам девяти месяцев работы. Продажи в этих странах выросли на 20%, до 148,1 млн евро. Для сравнения: общая выручка ритейлера выросла на 6,2%, до 1,25 млрд евро. Но, несмотря на это, ритейлер по-прежнему не демонстрирует операционной прибыли в Украине и России. Убыток компании в этих странах сократился на 44%, до 14,3 млн евро.
Компания Stockmann со штаб-квартирой в Хельсинки основана в 1862 году. Развивает одноименные универмаги (11), а также одежные сети Seppala (137), Lindex (206) и Hobby Hall (продажа товаров по почте и через интернет). По состоянию на конец сентября активы компании составляли 2 млрд евро. С 1942 года ее акции котируются на Хельсинкской фондовой бирже, капитализация на вчера - 2,35 млрд евро.
В Украине работают всего два магазина группы под вывеской Seppala - в Киеве и Харькове. По словам директора ООО «Стокманн» (украинская «дочка» Stockmann) Ольги Лебедевой, продажи сети в двух магазинах за полгода увеличились на 20%. «Это произошло благодаря тому, что покупатели переходят из более высокого ценового сегмента в низкий (компания работает в сегменте 'средний минус'.--Ъ)»,-- говорит она. По словам госпожи Лебедевой, открытие магазинов пришлось на начало кризиса, поэтому они по-прежнему показывают убытки и пока не вышли на окупаемость. Она также сообщила, что в декабре компания рассмотрит вопрос о более активном развитии сети и выведении на рынок сети Lindex.
Участники рынка объясняют рост продаж компании низкой сравнительной базой. «Например, в нашей сети за девять месяцев продажи выросли по отдельным маркам на 5-6%, а по другим даже снизились в гривневом выражении. Вероятнее всего, рост продаж Seppala объясняется низкой сравнительной базой прошлого года»,-- говорит исполнительный директор Maratex в Украине Георгий Шалдырван.
Выход Seppala в Украину прошел незамеченным, отмечает руководитель департамента аренды консалтинговой компании УТГ Евгения Локтионова: «Не было никакой рекламы, маркетингового сопровождения. Многие даже не знают, что есть такие магазины». Господин Шалдырван добавляет, что локацию для первого магазина - в Киеве - компания выбрала неудачно: «Здание выходит на Крещатик, но магазин Seppala находится с торца, в подвальном помещении, так что его практически не видно». При этом аренда на Крещатике самая высокая в стране, говорит госпожа Локтионова. По оценкам участников рынка, в случае с Seppala она составляет около $55/кв. м.
Вероника Гаврилюк, Антон Семиженко
Индекс цен российских потребительских товаров