Завод снизит зависимость от поставок топлива из других регионов и позволит экономить за счет сокращения расходов на перевозки
Владивосток, 30 мая, PrimaMedia. Наличие собственного нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) однозначно снизит зависимость от поставок моторного топлива из других регионов, а также позволит экономить за счет сокращения расходов на транспортировку. И что главное, приморский НПЗ обезопасит обычных автовладельцев от рецидивов «бензинового» кризиса. К таким выводам приходят местные эксперты, сообщает РИА PrimaMedia.
В мае 2012 года Приморский край, как и многие другие регионы России, охватил «бензиновый кризис». На заправочных станциях ограничили продажу АИ-92, АИ-95 и ситуация дошла до того, что на местных форумах водители начали выкладывать адреса еще работающих АЗС. Ведь многие заправки попросту закрылись из-за отсутствия топлива, другие отпускали бензин не более 20-ти литров в одни руки, либо обслуживали исключительно владельцев топливных талонов.
По официальной версии, причиной дефицита стал плановый ремонт основного поставщика НПЗ в городе Комсомольск-на-Амуре. Но рядовые автомобилисты и некоторые эксперты считали кризис искусственной мерой, придуманной для нового повышения цен на топливо.
Сильнее всего пострадали жители Приморья: бензин исчез практически со всех заправок. И это при том, что топливо заказали еще в феврале-марте 2012 года, однако оно так и не попало в крупнейшие города ДФО - Владивосток, Благовещенск и Хабаровск. Представители нефтяной отрасли обвинили во всем РЖД, а генпрокуратура и ФАС попытались уличить нефтяные компании в сговоре.
Однако эксперты видят основные причины происходящего: вмешательство государства, рост налогов для нефтяных компаний и отсутствие конкуренции, и что самое важное заниженные лимиты сырья выделяемого на региональные рынки. В результате государственного регулирования произошел перекос между оптовыми и розничными ценами на топливо. Оптовые цены продолжали расти, а розничные стояли на месте. И оптовые цены вскоре стали превышать розничные.
На ситуации сказалось и повышение налогов. Компаниям стало выгодней поставлять топливо на экспорт, чем на импорт. В связи с этим, все более остро встает вопрос необходимости строительства собственного НПЗ на территории Приморского края. Ведь только так удастся снизить зависимость от поставок моторного топлива из других регионов, обеспечить устойчивую, ритмичную работу предприятий региона и сэкономить на транспортировке.
Более того, новый НПЗ предоставит для жителей края свыше тысячи рабочих мест. А по подсчетам экономистов, после выхода завода на проектную мощность в бюджет Приморского края начнет поступать дополнительно до 3 млрд рублей налоговых платежей.
Проект строительства завода мощностью 3,4 млн тонн по сырью совет директоров компании «Роснефть» одобрил в конце 2010 года. Предполагалось, что завод будет перерабатывать продукты Комсомольского и Ачинского НПЗ, а также Ангарской НХК. Предприятие специализируют на выпуске полимеров, а также ряде других продуктов нефтехимии. Для реализации проекта «НК "Роснефть" планирует привлечь зарубежных партнеров.
В рамках проекта планируется построить современный, экологически безопасный специализированный морской терминал для отгрузки готовой продукции на экспорт. Целевыми рынками будут Дальний Восток и страны Юго-Восточной Азии, в первую очередь Китай.
Необходимость строительства НПЗ в Приморском крае не вызывает сомнений: проект стратегически важен не только для Приморья, но и Дальнего Востока в целом. Ведь фактически создается прецедент - крупная нефтепереработка, независимая от вертикально интегрированных нефтяных компаний. Ставку делают на прекращении монополии в нефтегазовом секторе.
Кончено, для реализации такого крупного инвестиционного проекта как строительство НПЗ в Приморском крае необходимо составить планы обеспеченности нефтью, подключения к инженерным сетям, разработать проектную документацию, провести экологическую экспертизу, основанную на необходимости применения при строительстве подобного объекта современных не травмирующих природную гармонию технологий. Но главное, что эти и другие проблемы можно и нужно решать сегодня, когда происходит рост инвестиционной привлекательности Дальневосточного региона и Приморского края в частности.