Они трижды шли на опасное сближение. Авиадиспетчеры утверждают, с начала этого года в московском небе чудом удалось избежать столкновения 6 самолётов.
В центре автоматизированного управления воздушным движением эту информацию опровергают. По их данным, система предупреждения об опасном сближении срабатывала всего два раза, и эти факты требует уточнений. Такое различие в данных стало причиной разногласий между обоими службами. Вопросы безопасности полётов в столичном небе изучал корреспондент радио «Вести ФМ» Алексей Чесноков.
Если верить авиадиспетчерам, в этом году чудом удалось избежать сразу нескольких катастроф. По их данным, только в марте в Домодедово при посадке два самолёта были в 15 секундах от столкновения. Через несколько дней аналогичная ситуация повторяется в Остафьево. А в апреле уже во Внуково два «Боинга» летят навстречу друг другу. То, что вероятность ошибок диспетчеров и пилотов растёт с каждым днём, подтверждает президент Федерального профсоюза авиадиспетчеров России Сергей Ковалев. Причин тому несколько. Во-первых, сама структура воздушного пространства над Москвой требует изменений. А, во-вторых, в замене нуждается и оборудование, на котором работают диспетчеры.
«Количество запретных зон, оно не уменьшается, а увеличивается и расширяется. В результате увеличения запретных зон в московской воздушной зоне, количество точек пересечения увеличивается, увеличивается количество точек пересечения воздушных трасс и коридоров. То есть увеличивается количество опасности столкновения. В пропорциональном соотношении», - констатирует Ковалёв.
Во всех трёх экстренных случаях сработала система TCAS, предупреждающая об опасном сближении. Дважды самолёты от столкновения оказываются на расстоянии нескольких сотен метров. Для воздушного пространства - это секундный вопрос. А в Остафьево на одном из самолётов предупреждающей системы вообще не оказывается. Сергей Ковалёв поясняет, для военных судов и крылатых машин госавиации это нормально.
«На военных самолётах государственной авиации не установлена подобная система. По крайней мере не на всех воздушных судах госавиации установлена данная система. В этой связи, если ошибка диспетчера и неисправность наземного оборудования, - велика вероятность столкновения», - замечает специалист.
Ряд экспертов считает, воздушное пространство над Москвой нужно немедленно открывать для полётов. Нынешняя система является пережитком советских лет и современным требованиям не отвечает. Если гражданским судам разрешить хотя бы частично пролетать над территорией столицы, проблем при взлёте и посадке станет меньше. А нагрузка на диспетчеров существенно упадёт, поскольку самолётам не придётся тесниться над подмосковными землями. С этим согласен и член правления Всемирного фонда безопасности полетов Валерий Шелковников.
«Такая обстановка. Какие бы мы системы супер не вводили, учитывая, что ничего не делается в области структуры воздушного пространства. Конечно, они правы, они начинают задыхаться диспетчеры», - говорит эксперт.
Руководство Московского центра автоматизированного управления воздушным движением информацию о конфликте с диспетчерами опровергает. Заместитель директора Александр Повалий сообщает: никаких писем с жалобами его коллеги никуда не писали. А количество опасных сближений самолётов не превышает нормы. По плану в текущем году их может быть зафиксировано всего 2.
«Никакого конфликта между диспетчерским составом и администрацией нет. Коллектив работает и будет работать по обеспечению безопасности управления полётами воздушного движения. И более того, никаких комментариев по поводу отсутствия гарантий обеспечения безопасности полётов диспетчерским составом в СМИ не давались», - уверен Повалий.
И всё же, судя по тому, что российские самолёты стали летать больше - нагрузка на авиадиспетчеров всё-таки возросла. Только один «Аэрофлот» за минувшие 4 месяца увеличил перевозку пассажиров на 30 процентов до 5 миллионов человек.