В сегодняшней Москве нет спасения от Советского Союза. Символы его мощи, его традиции, его наследие - они везде. В том числе и на дорогах, где вы всё ещё можете обнаружить «вершину» советского машиностроения - серию автомобилей Lada Classic.
ФИЛ БЛЭК, корреспондент CNN: Сложновато... На самом деле это вторая Lada-2107, которую мы взяли в прокат, потому что первая сломалась.
«Классику» экспортировали под маркой Lada Riva, и они славятся по всему миру из-за дешевизны, плохого качества, а еще как источник вдохновения для анекдотов.
ФИЛ БЛЭК: Например, что такое Lada на вершине горы? Это чудо!
Кто такой водитель Lada, который предъявляет штраф за превышение скорости? Это врун!
Самый знаменитый: как удвоить стоимость Lada? Нужно заполнить бак.
В течение 42 года государственный производитель машин «АВТОВАЗ» выпускал Lada, которые выглядели в точности как Fiat-124 образца 1966 года, который послужил их основой. Когда корреспондент CNN посетил завод 15 лет назад, его руководители признавали, что машины уже давным-давно устарели.
Они продолжили продавать этот автомобиль, потому что цена составляла всего четыре тысячи долларов, и у водителей почти не было выбора. Но когда российский рынок заполонили международные марки, продажи упали. И теперь Lada наконец-то избавляется от своей классической модели.
ФИЛ БЛЭК: Один очень авторитетный специализированный британский журнал объявил о том, что это худший автомобиль в мире. Это, безусловно, неповторимый водительский опыт. Вопреки низким рейтингам безопасности, комфорта, качества и скорости Lada Classic продолжает занимать особое место в сердцах многих россиян.
Василий Бабашкин и его друзья реставрируют старые «Лады», унаследованные ими от своих дедушек. Простота этих автомобилей - самая, пожалуй, приятная черта Lada Classic. Также эти автомобили дешево и просто ремонтировать, и эти умения передаются из поколения в поколение.
Василий говорит, что это была эпоха Советского Союза, «того времени, когда мы во всем и всегда были первыми, мы должны помнить то время, эпоху наших дедов».
Когда-то Lada Classic была статусным автомобилем. Сегодня же в России можно увидеть Lada, припаркованную рядом с Maserati, Bentley и Ferrari.
Игорь Моржаретто, редактор российского журнала «За рулем», сообщил мне, что в 1970-х годах Lada Classic приводила жителей страны в восторг: «Она отвечала всем европейским требованиям, была удобной, у нее был вместительный багажник. Для своего времени она была просто прекрасной машиной. Но времена Lada прошли».
Lada и ее международные партнеры - Nissan и Renault - сейчас сосредоточены на производстве современных доступных автомобилей. Они надеются поддерживать высокий уровень своего производства на российском рынке, который, как предсказывают, через несколько лет станет самым крупным в Европе.
Однако Lada Classic еще нескоро выйдет из употребления. На российских дорогах их миллионы. И, как прочие пережитки советского прошлого, они доказали свою живучесть.
Фил Блэк, CNN, Москва.
Все автомобильные новости