Пока официальные власти не называют причин крушения «Суперджета-100», расследование продолжается, но одна за другой возникают различные экзотические версии.
Ранее были опровергнуты домыслы о том, что новейший российский лайнер могли сгубить удар молнии, столкновение с другим самолетом или что в кабине находились угонщики. Основной версией эксперты называют сложные погодные условия и особенности рельефа, из-за которых экипаж допустил ошибку и врезался в гору. Однако есть в России и те, кто говорит, что во всем виноваты американцы. Вот что сказал представитель «Сухого» «Комсомольской правде»: «В аэропорту Джакарты, откуда вылетел "Суперджет", расположена база ВВС США. И среди наших специалистов ходят разговоры, а не могли ли с той базы послать сигнал, и на какое-то время вывести аппаратуру из строя?» С комментариями для «Вестей ФМ» - редактор сайта «Авиа.ру» Роман Гусаров.
«Вести ФМ»: Действительно, не могли ли американские военные вывести самолет из строя?
Гусаров: Теоретически - все возможно. И сейчас можно выдвигать любые версии, даже самые фантастические. Но давайте мы, разумные люди, будем рассуждать логически. Несколько дней назад пресс-служба гражданских самолетов «Сухого» распространила заявление о том, что все системы самолета до момента столкновения работали в штатном режиме. То есть технических сбоев не было.
Правда, ссылались они на выводы, сделанные после расшифровки речевого бортового самописца, то есть на основании переговоров пилотов сделали такой вывод. Это, конечно же, крайне безответственно. Но, допустим, они решили так.
Сейчас вдруг появляется новая версия, и исходят она оттуда же - из компании «Гражданские самолеты Сухого», что якобы кто-то мог повлиять на работу систем самолетов. Но позвольте, такие выводы, опять-таки, можно сделать лишь в том случае, если найден параметрический бортовой самописец и выявлены сбои в работе систем. Опять непонятно, какая логика стоит за этим заявлением. Мне кажется, что «Сухой» несколько запутался в версиях, вбрасываемых сейчас в средства массовой информации.
«Вести ФМ»: Но параметрические самописцы, видимо, не найдут, так что можно выдвигать различные версии. Но технически-то как это происходит? Как можно с помощью оборудования базы ВВС США вывести из строя самолет?
Гусаров: Давно разработаны достаточно мощные электромагнитные излучатели, которые способны препятствовать нормальному функционированию электроники. И если использовать этот излучатель, это может привести к сбою работы систем.
Есть и другие способы: можно изначально на этапе поставки какого-то оборудования «вшить» в систему некие «ключи» - точки входа, и просто, сидя за компьютером, послать определенный радиосигнал и фактически взять все управление самолетом на себя.
Однако мы же понимаем, что в самолете «Суперджет-100» очень много оборудования, в том числе электроники и навигационного оборудования, которые делали западные компании. Но, в конце концов, кто у нас производитель? «Сухой»! И уж если эти люди сто собак съели в борьбе с потенциальным противником и не должны были допустить попадание подобных систем и подобного оборудования на борт, пусть и гражданского самолета. Поэтому я не знаю, эта версия кажется мне малоправдоподобной. Но, в конце концов, все прекрасно знают, что консультантом по проекту «Сухой Суперджет-100» была компания «Боинг», и самим американцам копать яму под собственный авторитет, под собственное имя не совсем логично.