Вничью на 49-м ходу завершилась девятая партия матча за звание чемпиона мира между Вишванатаном Анандом и Борисом Гельфандом. Впервые в этом матче была разыграна защита Нимцовича.
В среду состоялась девятая партия матча за звание чемпиона мира. Белыми в ней играл претендент. По меткому определению Гарри Каспарова, матч за шахматную корону быстро перешел из дебюта в эндшпиль. После шести ничьих соперники обменялись победами.
При этом солировал в начале второй части матча Борис Гельфанд.
Создавалось впечатление, что израильский гроссмейстер играл так, как любимая его младшей дочерью «Барселона». Хотел - выигрывал, хотел - проигрывал.
«После победы в седьмой партии было ощущение, что инициативой полностью владеет Гельфанд, - приводит слова израильского гроссмейстера Ильи Смирина, помогающего на этом матче своему дважды соотечественнику, Chess-news.ru. - Восьмую партию Борис проиграл очень быстро, и инициатива снова перешла к Ананду. Хотя победа иногда бывает не менее стрессовая, чем поражение».
Игравший черными чемпион мира решил отказаться от славянской защиты, которая подвела его в седьмой партии.
На пятом ходу выяснилось, что Ананд решил сыграть вариант Рубинштейна в защите Нимцовича. В шахматной теории этот дебют относят к индийским защитам.
Не стоит искать в выборе Ананда какую-то подоплеку. Скорее, Тигр из Мадраса стремился максимально обезопасить себя от дебютных новинок. О защите Нимцовича написаны тома. Фундаментальное исследование принадлежит перу гроссмейстера Марка Тайманова. После 12-го хода многочисленные комментаторы отметили, что на доске возникла «карповская» позиция. В свое время 12-й чемпион мира блестяще разыгрывал подобные черными.
Постепенно у белых стал вырисовываться сначала позиционный, а затем и материальный перевес. Гельфанд имел ферзя против ладьи, коня и пешки. Многочисленные комментаторы стали отмечать, что белые точными ходами могут разбить защиту черных.
Только для этого неплохо было бы иметь в своем распоряжении компьютерную программу.
У претендентов на шахматную корону ее под рукой не было, как не было и мыслей получить подсказку где-нибудь в туалете. У Ананда с Гельфандом репутация шахматных джентльменов настолько высока, что даже мысли о контроле ни у кого из секундантов не возникает. Ананд защищался блестяще. Индийский гроссмейстер в шахматном мире пользуется репутацией человека, который лучше всего играет конем. Для своего «скакуна» Виши каждый раз находил нужное место на доске.
К тому же незаметно подкрался «лучший друг шахматистов» цейтнот. Последний ход перед контролем Гельфанд успел сделать, что называется, на флажке. После этого израильский гроссмейстер еще немного помучил оппонента и одновременно избежал хитро расставляемых чемпионом мира ловушек.
После 49-го хода черных была зафиксирована ничья. Только ее никто не может назвать гроссмейстерской и скучной. Эндшпиль матча в Третьяковке обещает быть интересным. Если, конечно, Гельфанд не устроит себе, как это было в восьмой партии, «Утро стрелецкой казни».
Автор: Борис Ходоровский
Все новости региона