Хабаровский НПЗ, снабжающий топливом едва ли не весь Дальний Восток, находится на грани остановки из-за нехватки цистерн. Цистерны - в основном украинского производства - в свою очередь, из-за ряда крупных инцидентов запретил использовать Ространснадзор. Производители говорят, что нельзя в цистернах, перевозивших нефть, затем перевозить и бензин.
Хабаровский нефтеперерабатывающий завод (входит в НК «Альянс») в течение трех суток может полностью остановить производство из-за невозможности подвоза сырья и вывоза бензина по железной дороге, что приведет к срыву обеспечения Дальневосточного региона моторным топливом.
Череда аварий
Дело в том, что ранее Ространснадзор с 6 мая запретил перевозить нефть в вагонах-цистернах, предназначенных для перевозки бензина. Причиной предписания послужил ряд крупных аварий на железной дороге. Последний инцидент произошел на прошлой неделе в Приамурье, где с рельсов сошли вагоны-цистерны с нефтью (произведенной Алтайским ВСЗ). Причиной послужил заводской брак боковой рамы грузовой тележки. Крупная авария произошла также в конце января, когда в Амурской области сошли с рельсов и загорелись 17 цистерн с нефтью. Причиной катастрофы РЖД тогда назвали также «излом боковой рамы грузовой тележки производства "Азовэлектростали" (входит в "Азовмаш"). Этот же дефект в комплектующих украинского производителя вызвал несколько аварий в начале 2012 году и более десяти - в 2011 году.
По данным РЖД, за 10 лет (с 2001 по 2011 год) произошло 73 случая излома боковых рам тележек грузовых вагонов. При этом пик пришелся на 2010 и 2011 годы. В прошлом году это произошло, в том числе, по вине украинского завода Азовэлектросталь (11 случаев) и Кременчугского завода (три случая).
В свою очередь "Азовмаш" называл одной из причин излома боковых рам неправильную эксплуатацию цистерн. Якобы в цистернах для светлых нефтепродуктов (бензин) небезопасно перевозить темные нефтепродукты (нефть). Дело в том, что светлые нефтепродукты имеют меньшую плотность, поэтому цистерны для их перевозки легче и более вместительные. Соответственно, если заливать в такие цистерны нефть, то нагрузка на ось будет больше, что может спровоцировать излом боковой рамы.
Проблемы НПЗ
Так как Хабаровский НПЗ традиционно отгружает бензин в те же цистерны, в которых осуществляется поставка нефти на НПЗ, то предписание Ространснадзора сделало невозможными сдвоенные операций отгрузки-погрузки. Других вариантов вывоза бензина с Хабаровского НПЗ в условиях существующей железнодорожной инфраструктуры нет.
В понедельник Хабаровский НПЗ уже остановил одну большую установку первичной переработки нефти. В результате объем переработки на НПЗ 16 мая сокращен более чем на 50% - с 11,2-11,3 тысяч тонн до 5,1 тысяч тонн в сутки, сообщает Интерфакс.
Сейчас на заводе скопилось 61,517 тысяч тонн продукции. Все резервуары заполнены. Также есть угроза повышения технических рисков, которые связаны с недостаточной загрузкой установки, производящей бензин. Сейчас загрузка снижена на 35% - до минимально возможных значений.
Известно, что эта проблема обсуждается совместно с Минтрансом, Минэнерго, Минпромторгом и Ростехнадзором в рамках межведомственной рабочей группы, к участию в которой также привлечены РЖД и "Транснефть". Рабочая группа уже провела первое заседание 12 мая, следующее назначено на 17 мая.
Хабаровский НПЗ - не единственная жертва предписания Ростехнадзора, по которому из эксплуатации могут быть выведены 60 тысяч цистерн. Среди производителей вагонов-цистерн не только "Азовмаш" (40 тысяч вагонов), но и российские заводы - "Уралвагонзавод", "Рузхиммаш" (5,8 тысяч вагонов), Алтайский ВСЗ, Орский вагонный завод. Из-за проблем, связанных с подвозкой сырья по железной дороге, трудности могут возникнуть у Комсомольского, Новокуйбышевского и Уфимского НПЗ.
В частности на Комсомольский НПЗ уже недопоставлено 80 тысяч тонн нефти. Несколько дней назад аналогичные проблемы наблюдались на станции Сковородино, через которую осуществляется поставка нефти в порт Козьмино (конечная точка системы Восточная Сибирь-Тихий океан, ВСТО). Дело в том, что из 8 тысяч вагонов, задействованные "Транснефтью" для поставок нефти из Сковородино в порт Находка, под запрет подпадают до 5 тысяч цистерн.
Однако эта проблема уже разрешена - в результате переговоров удалось вернуть часть цистерн в грузооборот. В частности, все цистерны "Уралвагонзавода".
Объяснение РЖД
Отметим, что РЖД считают необоснованными обвинения российских грузоперевозчиков в нарушении правил эксплуатации цистерн, на основе которых было принято предписание Ространснадзора.
Заявление украинских производителей - "это попытка уйти от ответственности за некачественные изделия, вместо того чтобы отозвать эту партию, как делают производители во всем мире".
"И российские, и украинские цистерны с точки зрения конструкционных параметров ничем друг от друга не отличаются. Стоит отметить, что при эксплуатации цистерн существует два ограничения - ограничение по высоте налива (не менее 80% емкости) и по грузоподъемности. Если оба этих условия соблюдены, угрозы безопасности движения нет", - отметили в РЖД.
В РЖД надеются, что единовременного запрета на эксплуатацию подвижного состава "Азовмаша", на который приходится порядка 20% всего подвижного состава, не будет. На совещании в Федеральном агентстве железнодорожного транспорта было решено, что до середины мая - начала июня операторы будут использовать эти цистерны "под свою ответственность". За это время компании должны постепенно вывести украинские цистерны из эксплуатации либо договориться с "Азовмашем" о внесении изменений в техдокументацию, сказал источник, знакомый с ходом совещания.
Причина в контрафакте
Причиной череды аварий может стать не нарушение правил эксплуатации вагонов, а обычный контрафакт. Дело в том, что Ространснадзор с прошлого года начал повальные проверки всех российских предприятий, занимающихся комплектацией и выпуском железнодорожных вагонов.
Поводом послужило сообщение управления МВД РФ по УрФО о задержании участников организованной преступной группировки, специализирующейся на реализации некачественных поддельных тяговых хомутов под маркой "Уралвагонзавода". Группа злоумышленников поставляла на российские заводы поддельные тяговые хомуты железнодорожных вагонов, а также контрафактные автосцепки с маркировкой об изготовителе - ОАО "НПК „Уралвагонзавод". Эти детали не подвергались закалке, и марка примененной стали не соответствовала нормам, что несло прямую угрозу безопасности, передает РИА Новости.
Сейчас Ространсназор предписывает РЖД изымать из эксплуатации те вагоны, на которых выявлено, что установлены контрафактные детали. Так, последний случай был 15 мая, когда „Ространснадзор предписал ОАО ‘РЖД’ отставить от эксплуатации вагоны производства ОАО ‘Алтайвагон’ для замены и возврата семи боковых рам заводу-изготовителю".
Все автомобильные новости