Между Москвой и Петербургом будут ходить поезда, максимальная скорость которых - 400 км/ч. На создание для них железнодорожной магистрали государство потратит около $35 млрд, основной объем - в первые 4,5 года. Проект согласован министерствами, но не утвержден правительством. Таких скоростей дефицитный бюджет не выдержит, опасаются аналитики.
Министерства поддержали решение о финансировании строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва-Санкт-Петербург: 70% средств выделит государство, 30% - частный инвестор. Об этом сообщил гендиректор ОАО «Скоростные магистрали» (дочерняя компания «РЖД», разработчик проекта ВСМ) Денис Муратов.
Протяженность новой дороги из Москвы в Петербург составит 660 км, время в пути - 2,5 часа, максимальная скорость движения - до 400 км/ч. Строительство планируется начать в 2013 году, а к 2018-му, накануне чемпионата мира по футболу, завершить.
Рабочая группа по развитию ВСМ подготовила два варианта финансирования ВСМ в рамках концессии: первый вариант предусматривал паритетное участие государства и инвестора, второй - финансирование по схеме 70% на 30%. Эксперты считали более целесообразным первый вариант. Он делает проект в целом дороже, но учитывает возможности бюджета и ситуацию на финансовых рынках, сообщал в начале марта «Интерфакс» со ссылкой на рабочие материалы группы.
Проект решения о строительстве ВСМ согласовали Минфин и Минэкономразвития, сообщали участники проекта (какой вариант финансирования поддержали ведомства, не уточнялось). Слово оставалось за министерством транспорта. Но, как сообщил в конце марта Владимир Якунин в своем блоге, «профильное министерство направило документ в правительство с предложением выбрать, что для России важнее - построить ВСМ или направить деньги на расширение провозных возможностей БАМа».
Но в конце апреля Владимир Путин (тогда еще премьер-министр) на отраслевом совещании с РЖД косвенно подтвердил, что проект высокоскоростного движения в России будет реализован: на модернизацию железнодорожной инфраструктуры потребуется около 5 трлн рублей в течение 10 лет, сообщил Путин. Названная цифра соответствует инвестиционным планам РЖД по всем железнодорожным проектам.
«Федеральные органы исполнительной власти по итогам рассмотрения межведомственной рабочей группы вышли на решение, которое РЖД поддерживает», - сообщил Муратов в среду. Государство выделит 70% от капитальной стоимости строительства в течение 4,5 лет, добавил он.
Это 795 млрд рублей ($26,5 млрд) бюджетных средств. Из них 707 млрд рублей будут потрачены на строительство, 76 млрд рублей - на подготовку территории и выкуп земель.
Частные инвестиции привлекаются в размере 329,6 млрд рублей (почти $10 млрд): 26,2 млрд рублей - на проектирование, 303,4 млрд рублей - на строительство, сообщает ПРАЙМ, ссылаясь на материалы заседания общественного совета при главе РЖД по вопросам развития скоростного движения.
Компания - победитель торгов на заключение концессии должна спроектировать, построить и обслуживать магистраль в течение жизненного цикла - 30 лет. Земельные участки, на которых будет строиться ВСМ, государство передаст частному партнеру в аренду. После завершения строительства сама магистраль перейдет в собственность государства, а частный партнер будет содержать, обслуживать и эксплуатировать ветку до 2050 года.
В течение первых десяти лет с начала эксплуатации государство выплатит концессионеру около 260 млрд рублей (примерно $8,6 млрд).
Суммарно новая железнодорожная магистраль между Москвой и Петербургом обойдется российскому бюджету почти в $35 млрд (в ценах 2012 года) за 15 лет.
О возможности участия в строительстве магистралей уже заявили консорциумы из семи стран. Заинтересованность в кредитовании проекта подтвердил ВЭБ.
Чтобы расширить круг участников конкурса, повысить для них доступность финансовых средств, рабочая группа по ВСМ считала нужным подготовить поправки в законодательство. В частности, для концессионера предлагалось предусмотреть гарантии минимального дохода и госгарантии по возврату привлеченных займов и кредитов. Анализ проекта, согласно документам рабочей группы, показал, что норма доходности должна находиться на уровне 12,82% годовых. Но пока не сообщается, подготовил ли Минтранс соответствующие законодательные изменения.
Решение по финансированию ВСМ должно утвердить правительство. Документ еще не подписан. «Ожидаем до сентября», - сообщили в «Скоростных магистралях».
Планировалось, что правительство примет окончательное решение по ВСМ до середины мая. «Пока будет формироваться новое правительство, никаких окончательных решений от кабинета министров не будет», - считает аналитик МДМ-банка Михаил Зак. Но, по его мнению, если есть принципиальное решение, ветка построена будет. «Есть РЖД, есть лица в правительстве, которые поддерживают этот проект, значит, будет и дорога», - говорит эксперт.
Смена кабинета министров может быть формальной причиной отсутствия финального решения, отчасти соглашается аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков. «Но проект ВСМ слишком дорогой, с такой ценой его рентабельность находится под сомнением, положительный экономический эффект - слишком долгосрочный. Стоимость не учтена в бюджете будущих лет, - перечисляет Рожков. - Думаю, задержка с принятием решения связана с существующими сомнениями в целесообразности проекта».
Директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев убежден, что правительство медлит, так как нет уверенности в том, что найдутся средства на реализацию проекта. «Подписать можно что угодно, но у нас дефицитный бюджет, - напоминает аналитик. - Приоритет сейчас - выполнение социальных обязательств, а у нас 80% бюджета - обязательства неснижаемого характера».
Бюджет на 2012 год сверстан исходя из доходов в 11,78 трлн рублей и расходов в 12,66 трлн рублей с дефицитом в 876,59 млрд рублей, или 1,5% ВВП. Доходы государства на 2013 и 2014 годы прогнозируются на уровне 12,71 трлн рублей и 14,09 трлн рублей, соответственно, расходы - 13,73 трлн рублей и 14,58 трлн рублей. Это означает, что дефицит бюджета в 2013 году составит 1,02 трлн рублей, или 1,6% ВВП, а в 2014 году - 491,12 млрд рублей, или 0,7% ВВП. Автор: Алина Черноиванова
Все автомобильные новости