Переговоры о создании альянса крупнейших производителей грузовиков на постсоветском пространстве - МАЗа и КамАЗа - зашли в тупик и ведутся на повышенных тонах. Минск отказывается передавать холдингу «Росбелавто» ключевой пакет акций. Источник «Газеты.Ru» в белорусском правительстве говорит, что есть установка «получить от россиян как можно больше денег и не отдавать контроль над собственностью». Переговоры, скорее всего, дойдут до уровня президентов: 31 мая в Минск прибудет Владимир Путин.
В среду первый вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко заявил, что правительство страны не пойдет на передачу контрольного пакета акций ОАО «Минский автомобильный завод» (МАЗ) в холдинг «Росбелавто», создаваемый с участием российской госкорпорации «Ростехнологии» и ОАО «КАМАЗ». «Мы не согласны на передачу контрольного пакета акций МАЗа. Это разные условия», - ответил Семашко на заявление руководства «Ростехнологий» о том, что передача в холдинг только 49% акций МАЗа не даст экономического эффекта. Российская сторона настаивает, что для эффективной работы альянса потребуется контрольный пакет МАЗа - не менее 51%. В противном случае холдинг окажется неуправляемым. «50 на 50 создавать смысла нет, это неуправляемая структура, тем более с ними (с белорусской стороной), поэтому мы говорим - давайте мы (Россия) побольше возьмем чуть-чуть, но 50 плюс один», - заявил глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов.
Белорусский чиновник заметил, что белорусская и российская стороны продолжают переговоры и признал, что они «являются достаточно напряженными».
«Думаю, что не далее как в мае мы рассмотрим этот вопрос на президиуме Совмина и примем какое-то решение», - добавил первый вице-премьер Белоруссии Семашко. При этом он продолжает считать проект по созданию холдинга «Росбелавто» перспективным и заверяет, что белорусская сторона согласна «войти в некий альянс с КамАЗом, поскольку это даст синергетический эффект». «Когда мы только начинали переговоры, был миллион вопросов. Сегодня таких вопросов осталось несколько, и я думаю, что они будут решены. Мы идем к созданию альянса в виде холдинга "Росбелавто". Мы не враги, а партнеры. Нам надо объединяться и вместе конкурировать на рынках», - подчеркнул первый вице-премьер Белоруссии.
<1>Действительно, сегодня МАЗ и КамАЗ являются прямыми конкурентами в одном классе грузовиков (тяжелых безкапотников - тягачей и самосвалов) и на одном рынке (бывшего СССР). Их объединение под крышей единого холдинга помогло бы унифицировать производственные процессы, вести единую политику работы с поставщиками комплектующих, единую маркетинговую политику. А значит - снизить себестоимость производства, повысить его рентабельность.
Глава Ростехнологий Чемезов заявил 30 января этого года, что переговоры об объединении активов ОАО «КамАЗ» и ОАО «МАЗ» фактически остановились из-за неприятия Белоруссией оценки активов МАЗа в $800 млн, которая была проведена аудиторской компанией «Ernst & Young». По мнению белорусского правительства, минское предприятие по выпуску тяжёлых грузовиков стоит «заметно более» миллиарда долларов. Чемезов заявил, что российскую сторону такие условия не устраивают.
8 мая, выступая с ежегодным посланием народу и парламенту Белоруссии, президент Александр Лукашенко заявил: «Недавно в СМИ прочитал, что один из деятелей в России, ведя переговоры по акционированию МАЗа, говорит о том, что белорусская сторона уж слишком большую цену заломила. Но если тебя не устраивает цена, не ходи сюда, давайте работать, как работаем, будем конкурировать».
«Сейчас дана установка: стараться получить от россиян как можно больше денег, инвестиций, но ни в коем случае не отдавать им контроль над собственностью. Миноритарными акционерами стать - это пожалуйста, только деньги давайте!
- говорит источник "Газеты.Ru" в Министерстве промышленности Белоруссии, участвующий в переговорах по созданию холдинга "Росбелавто". - С МАЗом получается как с "МТС-Беларусь", как с "Беларуськалием", - президент назвал цену, и все международные оценщики уже могут идти лесом. Так что переговоры с россиянами уже давно идут на повышенных тонах».
«Теперь, впрочем, фактически всё остановлено. Мы ждём Путина (Владимир Путин посетит Минск с официальным визитом 31 мая - "Газета.Ru"), ждём, что во время его визита этот гордиев узел будет разрублен, - констатирует источник. - Тут, как и в случае с "Белтрансгазом", всё должно будет решаться на уровне президентов, иначе - никак».
<2>Ещё один предмет торга - начавшееся в Белоруссии строительство мощностей по сборке китайских легковых автомобилей Geely, которое будет ориентировано на российский рынок. Сперва эти легковушки будут собираться в Белоруссии из готовых машинокомплектов, затем часть комплектующих начнет производиться на белорусских заводах (например, на БАТЭ в Борисове). Но этот проект крайне невыгоден России, которая строго ориентирована на развитие автопроизводств на своей территории.
«Обе стороны постараются использовать "фактор Geely" в своих интересах, - сказал источник "Газеты.Ru" в Минпроме. - Россия может согласиться на создание холдинга по грузовикам на белорусских условиях, но только в случае, если белорусское правительство откажется от проекта с китайцами. В таком случае холдинг "Росбелавто" получит 49% МАЗа (причём по завышенной цене), что в реальности будет означать просто инвестирование россиянами МАЗа, без передачи собственности. Белорусская сторона оказывается в безусловном выигрыше.
Или может случиться так, что белорусы отдадут 51% МАЗа в холдинг, но в обмен на обещание россиян не трогать СП с Geely. Но это менее вероятно, так как МАЗ - реально существующий автогигант с огромной инфраструктурой и массой смежных производств, а завод Geely в Белоруссии пока существует только на бумаге».
Автор: Денис Лавникевич (Минск)!--2-->!--1-->
Все автомобильные новости