Полное развитие судостроительного комплекса в Приморском крае планируется завершить до 2020 года
Владивосток, 16 мая, PrimaMedia.
Ознакомительная поездка врио первого вице-губернатора Приморского края Сергея Сидорова коснулась двух приморских заводов - ОАО «ДВЗ "Звезда" в пос. Большой Камень и 30-го СРЗ, что в знаменитой бухте Чажма. Они расположены примерно в часе езды друг от друга, но не связаны общими проектами, что заметно уже по фасадам. В то время как строительство завода ОАО "ДВЗ „Звезда" идет полным ходом, уже существующий „30-й судоремонтный завод" нуждается в крупном финансировании, сообщает „Золотой Рог".
В декабре „Звезда" получит первую очередь
Чисто, красиво и масштабно, такое впечатление производят фасад и примыкающая к нему строительная площадка первой очереди нового судостроительного комплекса. Это первая ласточка будущего судостроительного кластера юга Приморья.
В проекте участвуют иностранные партнеры: ОАО „Восток-Раффлс" - совместное предприятие с сингапурской компанией CIMC Raffles Offshore (Singapore) и ООО „Звезда-DSME" - совместное предприятие с корейской компании Daewoo Shipbuilding and Marine Engineering (DSME).
По расчетам руководства ДЦСС, в декабре 2012 года строители завершат свою часть работ и передадут первую очередь судостроителям. Первый этап - это производство крупных блоков и секций корпусов и элементов судов различного назначения с полным насыщением (трубопроводы, кабельные каналы, балластные баки), которые на следующем этапе - тяжелом стапеле - будут как конструктор соединяться в единый корпус.
Такая технология, кстати, признанная в мире, как более экономичная, позволит строить суда водоизмещением до 100 тысяч тонн.
Части проектов судостроительного комплекса, а их четыре, будут реализовываться последовательно.
По словам главного инженера дирекции по строительству ДЦСС Сергея Неделько, первая очередь обеспечит переработку до 45 тысяч тонн листового и профильного металла в год и позволит готовить блоки для сборки судна объемом до 300 тонн.
К июлю в строящемся цехе начнется монтаж технологического оборудования, все контракты заключены, поставщики российские и зарубежные. Стоимость первой очереди оценивается в 11,7 млрд рублей, на начало мая профинансирована половина. Бюджетных денег здесь нет, финансирование идет из внебюджетных источников.
Как пояснил Сергей Неделько, „это собственные средства Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), трансформируемые через различные финансовые инструменты".
Представители ДЦСС считают, что существующие графики требуют корректировки. Дело в том, что портфель заказов для судостроительного комплекса частично уже сформирован „Роснефтью", „Транснефтью" и рыболовецкими предприятиями.
Полномасштабно корпусную часть для танкеров водоизмещением 50 тысяч тонн будущий судостроительный комплекс сможет начать строить не ранее, чем с 2014 года, когда завершится строительство второй очереди проекта - цеха сборки крупных блоков с выходом на тяжелый сборочный стапель.
Вторая очередь станет ядром завода. Сейчас идет ее проектирование, генпроектировщик Союзпроектверфь, с участием норвежских проектировщиков, специализирующихся на тяжелых достроечных стапелях.
Ожидается, что в этом году проект пройдет экспертизу, что позволит строителям выйти на площадку с весны будущего года. Ожидаемый разрыв между сдачей первой очереди и началом строительных работ на второй составит несколько месяцев, что связано с неготовностью рабочей документации.
Третьим этапом строительства должен стать сухой док, что запланирован в южной части акватории, прилегающей к заводу „Звезда". По словам заместителя генерального директора ОАО „ДЦСС" Владимира Цыбина, этой частью проекта будет заниматься СП „Звезда-ДСМЕ". Территория под будущий док уже выкуплена, и производится подготовительный этап к строительству.
В 7 км южнее, в бухте Пяти Охотников, ОАО „Восток-Раффлс" тоже ведет подготовительные работы под строительство другой верфи, которая позволит стыковать нижние гравитационные основания буровых и добывающих платформ с верхними строениями. Там тоже завершен выкуп земли и идет предпроектная подготовка.
„Полное развитие судостроительного комплекса в Приморском крае планируется завершить до 2020 года, за рамки федеральной программы мы не выходим", - подчеркнул Владимир Цыбин.
30-й СРЗ пока не у дел
ОАО „З0-й судоремонтный завод" сегодня практически не у дел. Когда-то он создавался в рамках государственной программы по формированию военно-морской базы на Дальнем Востоке для поддержания технической готовности кораблей и атомных подводных лодок. Но сегодня на фасаде нет даже вывески завода.
По признанию руководства завода его численность сократилась с некогда 3 тысяч человек до 380 на начало апреля 2012 года. Причем производственных рабочих всего 68. Износ оборудования достиг 80%, сооружений - 45%.
А ведь завод имеет два дока, включая крупнейший в России, где можно ремонтировать суда любого назначения и тоннажа, все коммунальные и энергетические сети, кроме железной дороги, оборудованные пирсы и причальные стенки с глубиной до 15 метров.
„Финансовое состояние сложное, - признает генеральный директор завода Александр Диков. -Нет стабильной производственной нагрузки, отсюда и проблемы с формированием. Ежемесячная потребность завода в деньгах составляет 18 млн рублей, в том числе только на заработную плату требуется 8 млн рублей.
Содержание крупнейшего дока составляет в месяц от 1,2 млн до более 2 млн рублей зимой. Основные проблемы связаны с нестабильным финансированием заказов Минобороны, из 24 млн рублей текущей дебиторской задолженности долг Минобороны составляет 21 млн.
После акционирования и передачи 30-го СРЗ под опеку ДЦСС у завода появился шанс, но пока весьма призрачный. Как признался первый вице-губернатор Сергей Сидоров, надо думать, как исправить ситуацию на заводе. Департамент промышленности края уже прорабатывает предложения, как с помощью других производителей загрузить СРЗ.
Напомни, судоремонтники Находки принимают участие в масштабном российском проекте по строительству корпусообрабатывающего цеха со складом металла на ОАО ‘ДВЗ ‚Звезда‘ в Большом Камне. Специалисты ОАО ‚НСРЗ‘ заняты изготовлением металлоконструкций для возведения нового современного цеха.