Нововведение не отменяет обычных форм контроля - посещения инспекторами по месту жительства и работы, совместные рейды с участковыми
В Москве стали активно применять «электронные браслеты» для контроля за осужденными. Об особенностях этого вида наказания и перспективах применения электронных средств контроля для «домашнего ареста» в интервью ИТАР-ТАСС рассказал заместитель руководителя Управления Федеральной службы исполнения наказаний РФ по Москва Дмитрий Контарев.
- Дмитрий Вениаминович, после трехлетнего эксперимента в регионах «электронные браслеты» для осужденных наконец дошли и до Москвы?
- Да, фактически в этом году мы начали их активное применение. В сентябре прошлого года мы получили оборудование и первые комплекты «электронных браслетов». На сегодня все 10 уголовно-исполнительных инспекций оборудованы пультами, на которых операторы в режиме on-line отслеживают перемещение через систему электронного мониторинга поднадзорных лиц /СЭМПЛ/.
- В отношении кого применяют электронные браслеты?
- Сейчас - лишь в отношении осужденных к ограничению свободы. Этот вид наказания был введен с 2010 года как альтернатива лишению свободы за преступления небольшой и средней тяжести и может назначаться на срок от 2 месяцев до 4 лет. Кроме того, оно применяется и как дополнительное наказание после лишения свободы на срок до 2 лет. Причем назначаться оно может лишь гражданам РФ. Такое наказание по сути позволяет человеку оставаться дома, работать, но одновременно находиться под постоянным контролем. Причем сами «электронные браслеты» не отменяют обычных форм контроля - посещения инспекторами по месту жительства и работы, совместные рейды с участковыми. И не снимает обязанности регулярно являться в уголовно-исполнительную инспекцию. Ведь задачи перевоспитания осужденного с нас никто не снимал - с ними так же работают и психологи, и воспитатели. Но появление «электронных браслетов» позволило сделать контроль более надежным - мы точно знаем, где находился человек, как он соблюдает наложенные судом ограничения.
- Как часто московские суды избирают этот вид наказания?
- Первоначально таких приговоров были единицы - 1-2. Но с внедрением «браслетов» суды стали активнее применять этот вид наказания. В начале года было 80 лиц, осужденных к ограничению свободы, на сегодня - уже 140. То есть в неделю выносится в среднем до 10 приговоров к ограничению свободы.
- Как работает браслет?
- Браслет закрепляется на ноге, вместе с ним идет передающее устройство, которое может встраиваться в системы GPS. Оператор получает сигнал по двум каналам - GSM и GPS. По первому идет сигнал на сервер оператора - все в порядке, браслет не снимали. Второй позволяет определять точное местонахождение человека на электронной карте, которая охватывает не только Москву, но и Московскую область.
- А если человек, например, сел в метро и сигнал пропал?
- Оператор регулярно будет получать сигнал о том, что браслет не пытались снять, а при выходе из метро вновь увидит, где находится человек - то есть будет видеть, где человек сел в метро, а где вышел. Устройство автоматически построит трек движения. Более того, в передающем устройстве есть кнопка прямой телефонной связи с оператором. Оператор может напрямую связаться и предупредить, что человек подошел к границе зоны ограничения.
- Какие ограничения чаще всего налагают суды?
- Вынося приговор, суд четко прописывает, какие ограничения налагаются на осужденного. Мы не может сами их определять, мы лишь обеспечиваем контроль за их соблюдением. В основном суды выносят ограничение не покидать территорию того или иного округа или всей Москвы, или ограничение не покидать территорию Москвы и Московской области. Это три основных вида. Намного реже - обязанность находиться дома после, например, 22.00 и до 6 часов утра. Одевая браслет, мы на карте показываем территорию, покидать которую человеку запрещено, обозначаем зеленым цветом границу. В случае несоблюдения ограничений осужденный получит предупреждение, а при повторном нарушении мы вправе обратиться в суд о замене наказания на лишение свободы. Кроме того, человек предупреждается о материальной ответственности в случае намеренной поломки оборудования. Но есть и приговоры с запретом посещать определенные места. Сейчас у нас трое таких осужденных. Одному суд за драку запретил посещать увеселительные заведения. Мы обвели их на карте красным цветом и при приближении к ним предупреждаем о возможном нарушении. Второй - домашний террорист - был осужден за регулярные побои жены. Они развелись и суд запретил приближаться к её дому. Третий тоже был осужден за домашний конфликт.
- Есть ли ограничения в применении браслетов?
- Есть - по состоянию здоровья. Мы не можем одевать браслет, если, например, человек использует кардиостимулятором. Пока по медицинским показаниям мы отказались в их применении к 6 осужденным.
- Сколько на сегодня в Москве отбывают наказание с «электронными браслетами»? И за какие виды преступлений?
- На сегодняшний день - 80 человек. С учетом того, что судебная практика развивается, мы планируем подать заявку еще на 200 браслетов. Основная часть - порядка 40 проц - это осужденные за ДТП, повлекшие тяжкие последствия. Порядка 20 проц - осужденные за кражу, совершенную впервые. Еще 20 проц - за хранение наркотиков без цели сбыта. За другие виды преступлений - единицы, например, за причинение тяжкого вреда здоровью. В основном - мужчины, хотя есть и несколько женщин.
- Осужденные к лишению свободы могут претендовать на улучшение условий наказания и досрочное освобождение. Есть ли система поощрений к тем, кто ограничен в свободе?
- Да, мы может выйти в суд с предложением о снятии ограничения условно досрочно либо части наложенных ограничений, можем объявить благодарность, что тоже скажется на дальнейшей судьбе. Кроме того, в порядке поощрения человек может получить право на выезд за пределы зоны ограничения на отпуск. Был случай, когда в качестве поощрения начальник уголовно-исполнительной инспекции дал разрешение поехать на лечение в санаторий Железноводска. С него сняли браслет, а когда вернулся - надели вновь. Но человек не может поехать за рубеж - при назначении наказания он должен сдать загранпаспорт и мы направляем соответствующее уведомление в ФМС.
- В дальнейшем «электронные браслеты» возможно будут использоваться и для осужденных условно, и как средство контроля при «домашнем аресте». Сколько человек могут одновременно находиться под электронным контролем?
- Ограничений абсолютно нет. Это программа серверная, основной сервер находится у нас в управлении, в инспекциях - лишь рабочие места операторов. К нему можно подключить сколько угодно браслетов, вопрос лишь в их наличии. Причем в плане применения «электронных браслетов» Москва находится в выгодном по сравнению с другими регионами положении. Ведь качество работы браслета зависит от качества предоставления услуг сотовыми операторами и от прорисовки электронной карты. В Москве все это развито пока лучше. Что касается «домашнего ареста» как меры пресечения, то с этого года он передан от полиции уголовно-исполнительным инспекциям. На сегодня в Москве под домашним арестом - 7 человек. К ним также можно применять «браслеты» как с мобильными, так и со стационарными приемными устройствами, установленными дома. Стационарные устройства принимают сигнал от браслета в радиусе 150 метров, то есть человек может перемещаться по квартире или выйти во двор. Но применение электронных систем контроля при домашнем аресте должно быть регламентировано постановлением правительства о перечне допустимых к применению технических средств. Только после того, как оно будет принято, мы сможем использовать технические средства контроля и при домашнем аресте.
- Сколько всего человек отбывают наказание в Москве, не связанное с лишением свободы?
- Одномоментно - 17 тысяч. За год же - порядка 26 тысяч. Пока основным остается условное лишение свободы. Но если раньше это было порядка 96 проц, то сейчас - около 80 проц. Выросли такие виды наказания, как обязательные и исправительные работы.
- Часто ли происходят рецидивные преступления?
- Рецидив у нас - менее 1 проц. Это объясняется тем, что с каждым осужденным проводится индивидуальная работа - разрабатывается психологический портрет человека, чтобы определить, может он совершить повторное преступление или нет, работают психокоррекционные программы, которыми, кстати, заинтересовались наши коллеги из Финляндии. Поэтому если мы видим, что человеку недостаточно ограничения свободы, он склонен к правонарушениям - мы сами направляем материалы в суд о том, что человек чувствует себя не очень хорошо. Как правило, замена наказания на лишение свободы происходит при повторном нарушении - порядка отбытия наказания либо административного проступка. За первый квартал 2012 года альтернативные виды наказаний были заменены на лишение свободы 81 осужденному из 17 тысяч, состоящих на учетах. Из тех, кто носил «браслет» - четверым.
Александр Шашков (ИТАР-ТАСС, Москва)
Архив эксклюзивных интервью в базе данных ИНФО-ТАСС по подписке