В России с неправильно припарковавшимися автомобилистами могут начать бороться с помощью установки блокираторов на колеса машин. Соответствующее предложение в скором времени планируется направить в Госдуму. Такая система уже работала в стране в 1990-е
Неправильная парковка автомобилей, как правило, является одной из основных причин возникновения пробок в крупных городах. В Москве и Санкт-Петербурге с этой проблемой решено бороться рублем: с июля этого года штрафы за такое нарушение повысятся в 10 раз - с 300 рублей до трех тысяч. (В других российских городах максимальное наказание составит 300 рублей).
Также в крупных городах с нарушителями пытаются справиться с помощью эвакуаторов, однако эта мера чаще всего применяется лишь в крайних случаях и не очень действенно помогает навести порядок на дорогах. Да и сами эвакуаторы создают еще большие заторы, так как при погрузке автомобилей перекрывают еще одну полосу. К тому же данный способ весьма затратный, учитывая, что первые сутки хранения автомобиля на штрафстоянках, в частности Москвы, являются бесплатными.
Кстати, что касается российской столицы, то в начале апреля этого года руководитель московского департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов посетовал, что в городе более трети автомобилей паркуют с нарушением правил. При этом «парковочную полицию» пока создавать не планируется, хотя ранее такие планы активно обсуждалась столичным руководством.
Забытое старое
Предложение о том, какими дополнительными санкциями можно бороться с нарушителями правил парковки, поступило на днях из администрации подмосковных Мытищ. Местный Совет депутатов поддержал инициативу главы этого города Александра Казакова о внесении изменений в Административный Кодекс РФ об установке блокирующих устройств на колесах всех видов автомобилей, припаркованных в неустановленных местах и создающих препятствия безопасности дорожного движения и содержанию дорог.
«Для нашего города стихийные стоянки автомобилей, а особенно большегрузов на проезжей части центральных улиц и внутриквартальных проездах становятся настоящей проблемой. Полномочий для муниципальных властей по привлечению к ответственности их владельцев законодательством не предусмотрено, а ГИБДД, прежде чем наложить штрафные санкции, обязана разыскать нерадивого владельца, который зачастую не является жителем нашего района и даже области», - говорится в сообщении на сайте администрации Мытищ.
По мнению руководства этого города, блокираторы колес могут значительно изменить ситуацию к лучшему, ведь потраченные время и деньги на вызволение своей машины из «капкана» станут весомым аргументом не нарушать правила парковки впредь. При этом отмечается, что далеко не каждый неправильно припаркованный автомобиль можно эвакуировать на штрафстоянку, а установить блокираторы можно почти всегда. Да и способ этот не слишком затратный.
Транспортные чиновники Мытищ уже обратились к местным депутатам, чтобы те в свою очередь эти предложения от своего имени направили в Московскую областную думу. Уже оттуда законодательная инициатива должна поступить в Госдуму. Эксперты отмечают, что до момента возможного утверждения этому документу придется проделать непростой путь, однако сама идея может заинтересовать руководство других городов.
При этом идея установки блокираторов не нова - такая мера уже давно реализуется за границей, да и в России она активно применялась в 1990-е годы. Однако тогда блокираторы фактически стали инструментом вымогательства денег с автовладельцев, напоминает заместитель главного редактора журнала «За рулем» Вячеслав Субботин. По его словам, это был целый бизнес: «Это был рэкет со стороны незаконных парковщиков. Ставили все, кому не лень, а потом вымогали за это деньги».
В итоге, после нескольких скандальных историй использование подобных устройств отменили, объясняя это тем, что применение блокираторов противоречит российской Конституции, так как ограничивает свободу передвижения. Затем пункт о запрете на использование блокираторов был исключен из Кодекса об административных правонарушениях. Однако вместе с этим в КоАП не появилось положения, разрешающего использование таких устройств в качестве санкции за какие-либо нарушения.
Плюсы и минусы блокираторов
Механизм использования блокираторов довольно прост: на одно из колес автомобиля надевается специальная металлическая конструкция, защелкивающаяся на замок и не позволяющая колесу провернуться. Наиболее распространенные формы приспособлений - «краб» и дуга. Правозащитники и юристы, опрошенные BFM.ru, отметили, что в настоящее время водитель вправе обратиться в суд, если на его машину установят подобное устройство и, скорее всего, решение будет принято в его пользу.
Однако заместитель председателя Коллегии адвокатов «Вашъ юридический поверенный» Владислав Капканов отмечает, что если уж и вести речь о том, что установка блокираторов ограничивает право на передвижение одного человека, то можно говорить, что неправильная парковка ограничивает или нарушает права неограниченного круга лиц. «Здесь важно соблюдение разумного баланса частного и публичного интереса. На мой взгляд, публичный интерес в подобных ситуациях, несомненно, перевешивает. Поэтому, введение данной меры представляется вполне возможным и целесообразным», - пояснил BFM.ru юрист.
Президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин в беседе с BFM.ru, напротив, подверг идею возвращения блокираторов резкой критике, назвав ее нелогичной. «Город необходимо освобождать от неправильно припаркованных машин, а не "прикалывать" их к дороге, пока хозяин не придет. И нарушение прав гражданина в данном случае - не самое важное. Просто неправильно припаркованную машину необходимо эвакуировать, чтобы они никому не мешала, а не оставлять ее на проезжей части заблокированной».
Впрочем, некоторые эксперты считают, что использование блокираторов может действительно принести пользу городу, однако случаи использования этих устройств необходимо четко прописать в законе. К примеру, такая мера может использоваться на платных парковках в центре города, не оборудованных шлагбаумом. Ведь если водитель не заплатил за стоянку, его автомобиль можно «заблокировать», и это никак не повлияет на транспортный поток. Но, в случае, если машина припаркована с нарушениями и мешает проезду, нужно, как и сейчас, задействовать эвакуаторы.
Другой вопрос, что в настоящее время в крупных российских городах в центре припарковаться не так-то просто. И уж совсем проблематично это сделать в Москве - мест попросту не хватает. По мнению Вячеслава Субботина, прежде чем обсуждать тему блокираторов, необходимо решить проблему парковочных мест.
Европе «крабы» помогли
В крупных европейских города за неправильную парковку можно поплатиться довольно крупным штрафом - там уже давно и успешно борются с теми, кто бросает свои автомобили где попало. При этом в ряде стран блокираторы используются как основной способ борьбы с нарушителями.
Наиболее крупные штрафы за неправильную парковку на сегодняшний день установлены в Испании и Норвегии - они могут доходить до 90 евро. В Чехии такое нарушение может обойтись примерно в 60 евро, в Голландии минимальный размер штрафа - 50 евро, в Хорватии и Швеции - не менее 40 евро. Причем в Голландии, например, за установку и снятие блокиратора колес выписывается отдельный счет, который нередко превышает сумму самого штрафа.
Сурово наказывается неправильная парковка и в Лондоне - там нарушителям выписывается штраф в размере примерно 30 фунтов. Но если дело дойдет до судебного разбирательства, то дело может дойти до тысячи фунтов для легковых автомобилей.
Все автомобильные новости