Результатом этой революции уже стало «невероятное», по словам специалистов, падение цен на газ на внутреннем рынке США
Мировой энергетический рынок переживает сейчас начальную стадию революции, связанной с промышленной добычей сланцевого газа. До недавнего времени считалось, что такая добыча невозможна, но развитие технологий, в первую очередь в США, создало новую ситуацию в мировой энергетике. «Бум на сланцевый газ полностью перевернул с ног на голову энергетическую перспективу США и всего мира», - пишет американский журнал «Форчун».
Результатом этой революции уже стало «невероятное», по словам специалистов, падение цен на газ на внутреннем рынке США. Так, в середине апреля цена миллиона британских термальных единиц впервые за 10 лет упала ниже 2 долларов. Тем самым происшедшее снижение цен поставило точку в споре скептиков и энтузиастов.
Еще десять лет назад существовало четкое представление, что Соединенные Штаты быстро истощают свои запасы природного газа и стране придется его импортировать во все возрастающих масштабах. Однако теперь США хватает собственного природного газа: с 2005 года его добыча увеличилась в стране на 28 процентов. Если в 2008 году на сланцевый газ приходилось 11% от общего объема всего добытого в Соединенных Штатах газа, то в 2011 году - уже треть. К 2035 году его доля увеличится до 60 процентов.
Специалисты считают, что Соединенным Штатам хватит сланцевого газа на ближайшие 100 лет при нынешнем уровне потребления. В 2010 году в секторе добычи сланцевого газа там были заняты 600 тысяч человек. Согласно подсчетам влиятельной аналитической службы IHS, к 2015 году этот сектор даст экономике США 118 млрд долларов.
«Факт наличия крупных месторождений сланцевого газа в Южной Америке, Китае и Европе говорит о том, что опыт США могут перенять и другие страны», - замечает «Форчун». Согласно оценке Международного энергетического агентства (МЭА), общемировые запасы сланцевого газа способны удовлетворить потребности мира в природном газе в течение ближайших 250 лет при сохранении нынешнего уровня потребления.
«За мои 50 лет мониторинга энергетического бизнеса это самое значительное событие, какое когда-либо случалось», - заявил бывший директор ЦРУ Джон Дейч. В минувшем году он председательствовал в подкомитете министерства энергетики США по сланцевому газу.
Одним из результатов этих изменений стал тот факт, что из предлагавшихся к строительству в США 29 новых ядерных реакторов для АЭС, сейчас осталось лишь два. «Дешевый сланцевый газ убил новые проекты в угольной промышленности, а сейчас он сделал то же самое с ядерной энергетикой, - отметил в этой связи глава компании NRG Energy Дэвид Крейн. - Новый источник природного газа подвернулся в нужный момент с тем, чтобы отправить в небытие все остальные проекты». О размахе сланцевой революции говорит тот факт, что в период 2011-2015 гг. в США будет построено 258 новых электростанций, работающих на природном газе. Более того, ряд экономистов считает, что именно разработки сланцевых месторождений газа позволят США выйти из нынешнего финансового кризиса, так как экономика страны одновременно удешевляет свою энергетическую базу и получает новый источник крупных доходов.
В Соединенных Штатах мощный подъем добычи сланцевого газа произошел столь стремительно, что он опережает соответствующее государственное регулирование. При этом проблемы технологии, которая известна как fracking, привлекли широкое внимание с выходом в 2010 году документального фильма Gasland, который был номинирован на Оскара. В нем содержатся кадры, когда вода в кране на кухне американской семьи воспламеняется по причине попадания в него метана в районе добычи сланцевого газа. Аналитики отмечают, что связанные с экологией проекты, а также экологическое движение противников являются единственным фактором, который способен помешать «победному шествию по миру сланцевой газовой революции».
Тем не менее, следует отметить, что после первоначальных успехов противников добычи сланцевого газа (так, парламент Франции запретил его промышленную добычу на территории страны, а в Германии наложен мораторий) сейчас их позиции слабеют. Это вызвано как усовершенствованием технологи добычи, так и стратегической целью заинтересованных государств укрепить свою энергетическую безопасность за счет расширения внутреннего производства природного газа.
Разработчиком нынешней технологии является американский энтузиаст и инженер Джордж Митчел, который в течение 20 лет экспериментировал на месторождении Барнетт Шейл. Содержащие газ и нефть сланцевые породы залегают на более значительных глубинах, нежели традиционно разрабатываемые газовые месторождения. При этом газ содержится в них в порах, что исключало его экономически обоснованную добычу. Однако Джорджу Митчелу за два десятилетия удалось создать технологию, которая решала все основные проблемы производства сланцевого газа. В 2002 году 82-летний Митчел продал созданную им компанию - Devon Energy за 3,2 млрд долларов.
Существующая классическая технология добычи газа из сланцевых пород является пятифазовой. Сначала проводится вертикальное бурение на глубину свыше 3 тысяч метров. После вхождения в сланцевый слой меняется направление бурения, оно становится горизонтальным. Обычно оно ведется на 1,5 тысячи метров. Третий этап - проведение многочисленных взрывов по всей длине проделанной скважины, что ведет к появлению в сланцевых породах большого числа трещин и разломов. Затем под мощным давлением в нее подается вода с песком и специальными химикатами. В ходе процесса, известного как гидравлический разрыв пласта, происходит его разрушение. Вслед за этим вода откачивается и вслед за ней из скважины начинает поступать сланцевый газ. В основном это метан, однако сейчас идет и добыча более дорогого вида газа, так называемого «мокрого газа», содержащего этан, пропан и бутан, которые используются в химической промышленности и производстве удобрений.
Следует отметить, что крупнейшая энергетическая корпорация США Exxon Mobil, решительно вступившая благодаря приобретению за 35 млрд долларов компании XTO Energy в сектор добычи сланцевого газа, пока несет в связи с этим убытки. Однако у руководства Exxon Mobil есть стратегия по разработке сланцевых пород на ближайшие 25-30 лет, отмечают специалисты.
Все говорит о том, что основные события вокруг сланцевого газа будут разворачиваться в предстоящие 10 лет, когда станет окончательно ясно, будет ли сланцевая энергетическая революция длительной и не ограничится ли она лишь США. Как считают специалисты, ответы на эти вопросы будут в значительной степени даны Китаем.
КНР делает ставку на разработку огромных запасов сланцевого газа с тем, чтобы добиться сокращения зависимости от импорта энергоносителей, сообщает лондонская газета «Файнэншл таймс». Поднебесная обладает 25 трлн кубических метров сланцевого газа, что позволяет стране обеспечить потребности в этом виде топлива в течение 200 лет.
«На Китай приходится пятая часть всех мировых запасов сланцевого газа, - цитирует газета выводы Энергетического информационного агентства США. - Пекин уже сделал данный вид газа основой пятилетнего энергетического плана, когда его производство должно быть доведено до 60 млрд кубометров к 2020 году». Издание отмечает, что сейчас китайские специалисты внимательно изучают опыт США. Однако в мире сохраняется значительный скептицизм относительно будущего сланцевого газа.
Европа не сможет повторить вслед за Соединенными Штатами «революцию» в переходе на добычу газа из сланцевых пород. Об этом заявил заместитель председателя правления «Газпрома» Александр Медведев в опубликованной «Файнэншл таймс» статье. По его мнению, плотность населения, завышенная стоимость и противодействие защитников природы не дадут Европе возможность сравняться с США по размерам его добычи.
Между тем, издание указывает, что «сланцевая газовая революция» в США уже привела к значительному падению цен на голубое топливо. Так, если «Газпром» поставляет его по цене в 13 долларов за миллион британских термальных единиц (БТЕ), то на внутреннем рынке США за это же количество дают сейчас 2 доллара. 1 тысяча кубометров природного газа содержит 35,8 млн БТЕ. Ожидается, что предстоящим летом Соединенные Штаты станут экспортером природного газа, в том числе и сжиженного сланцевого.