ХАБАРОВСК, 10 мая. (АРМС-ТАСС). Летчик-испытатель компании «Гражданские самолеты Сухого» Александр Яблонцев, пилотировавший пассажирский авиалайнер «Сухой Суперджет-100» во время демонстрационного полета в Индонезии, считал этот самолет одним из лучших в мире.
Яблонцев, как никто другой знал новую машину, особенности поведения «Суперджета-100» в воздухе. В мае 2008 г. он впервые поднял лайнер в небо над Комсомольском-на-Амуре, а в октябре того же года выполнил показательный полет над Хабаровском.
«Самолет умный. Он заботится о тебе и о безопасности пассажиров. Это заложено нашими конструкторами», - говорил он.
По словам разработчиков, «Суперджет-100» - первый региональный самолет с системой управления полетом и защитой очень высокого уровня. Если на борту возникнут серьезные отказы, лайнер перейдет на резервное управление. Предусмотрены все защиты, в том числе от ошибок, связанных с человеческим фактором. Даже при ошибке экипажа или диспетчеров самолет не должен попасть в ситуацию, которая привела бы к аварии или катастрофе".
В феврале текущего года Европейское агентство по авиационной безопасности EASA выдало Сертификат типа A-176 на самолет «Сухой Суперджет-100». Этот сертификат подтверждает, что компания «Гражданские самолеты Сухого» продемонстрировала соответствие самолета действующим требованиям EASA к летной годности и воздействию на окружающую среду. Сертификат EASA позволяет европейским авиакомпаниям и авиакомпаниям государств получать и эксплуатировать самолеты «Суперджет-100».
9 мая SSJ-100 исчез с экранов радаров через 21 мин после того, как отправился в демонстрационный полет из аэропорта Джакарты. Его обломки были обнаружены сегодня спасательным вертолетом на почти вертикальном склоне горы Салак, примерно в 64 км к югу от столицы Индонезии.
Спасатели пока не обнаружили выживших на месте катастрофы, сообщил официальный представитель Национального поисково-спасательного агентства Индонезии Гага Пракосо.
«До сих пор мы не обнаружили выживших, но мы продолжаем поиски», - указал Пракосо, сообщив также, что спасатели на месте катастрофы самолета обнаружили тела погибших.
Из-за удаленности места падения самолета, которое расположено на высоте 1,5 тыс. м над уровнем моря и представляет собой заросшую джунглями отвесную скалу, для эвакуации тел погибших будут использоваться вертолеты, указал Пракосо. Спасатели будут помещать тела в специальные сетки-носилки и на тросах поднимать в вертолеты. По словам представителя властей, тела погибших будут направлены в госпиталь на востоке Джакарты для опознания.
Гага Пракосо не уточнил, в каком состоянии находятся тела погибших. «Стоит учитывать, что на очень высокой скорости лайнер врезался в гору, взорвался, а фюзеляж самолета разорвало на куски. Представьте себе результат», - отметил он.
В Следственном комитете РФ агентству ИТАР-ТАСС сообщили, что Россия проведет свое уголовное расследование по факту катастрофы. По словам представителя Следственного комитета Владимира Маркина, Главным следственным управлением СК РФ по факту авиакатастрофы во время демонстрационного полета в Индонезии возбуждено уголовное дело по ч.3 ст. 263 УК РФ - «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта».
«В рамках уголовного дела следователям предстоит проверить процедуру подготовки экипажа к полету, а также техническое состояние самого воздушного судна перед отправкой из России», - сказал Маркин.
Кроме того, будет допрошен технический персонал, готовивший воздушное судно к вылету, и представители компании «Гражданские самолеты Сухого», имевшие отношение к созданию самолета и подготовке его к эксплуатации.
Одновременно в СК не исключили возможности направления российских следователей в Индонезию. «В настоящее время Следственным комитетом прорабатывается вопрос о направлении в Джакарту следователей Главного следственного управления СК РФ и криминалистов Главного управления криминалистики, которые смогут присутствовать при следственных действиях, проводимых правоохранительными органами Индонезии», - сообщил Маркин.
«В ходе расследования уголовного дела будут устанавливаться причины авиакатастрофы и виновные лица, а также юридические лица, к которым в дальнейшем в интересах родственников погибших, признанных потерпевшими, могут быть заявлены иски о возмещении вреда», - добавил представитель СК.
По последним данным, на борту авиалайнера SSJ-100 находились 48 человек - граждане пяти стран, включая восьмерых россиян.
В последнем полете Яблонцев пилотировал самолет вместе со вторым пилотом - летчиком-испытателем ГСС Александром Кочетковым.
Руководители и специалисты Комсмольского-на-Амуре авиационного производственного объединения, не комментируют катастрофу самолета в Индонезии «до выяснения причин и обстоятельств ЧП».