Тарифы на жилищно-коммунальные услуги летом неизбежно должны подрасти. Об этом напоминают эксперты. Президент России Владимир Путин незадолго до своей инаугурации призвал к сдерживанию тарифов ЖКХ и даже предложил установить нормативы на три года вперед, чтобы избежать скачков цен.
Что будет происходить с ценами в обозримом будущем? По итогам спецпроектов радиостанции «Вести ФМ» Руслан Быстров обсудил основные проблемы ЖКХ с своими гостями студии.
Быстров: Всем здравствуйте. В студии "Вестей ФМ" Руслан Быстров. Сегодня будем говорить о проблеме, которая, без преувеличения, касается всех без исключения, - о сфере ЖКХ.
Несмотря на то, что эта сфера, как я уже сказал, близка каждому, она остается самой закрытой, самой непонятной, никто толком не знает, сколько денег туда уходит. Ну и уж тем более - никто не знает, куда эти деньги тратятся. В общем, наша радиостанция попробовала разобраться в том, что происходит в сфере ЖКХ. В течение нескольких дней на наших волнах выходили спецпроекты, несколько репортажей нашего корреспондента Николая Осипова, который внедрялся в ряды ЖЭКов, заслуживал доверие каким-то образом и выуживал всю жесткую правду.
Николай у нас в студии. Николай, я тебя приветствую.
Осипов: Приветствую.
Быстров: Также у нас в студии - эксперт, председатель комитета Торгово-промышленной палаты России по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства Андрей Широков.
Андрей Вячеславович, здравствуйте.
Широков: Здравствуйте.
Быстров: Давайте сначала послушаем очевидца.
Широков: Сначала эксперта, который внедрялся.
Быстров: Который внедрялся. Слава богу, он жив-здоров. Судя по его репортажам, такого счастья могло и не быть, поскольку вещи творятся порой страшные.
Коля, ты был во всех этих организациях, как эта выглядит ЖКХ изнутри? Расскажи, что больше всего поразило?
Широков: Вы куда внедрялись, извините, в жилищную систему или в коммунальную?
Осипов: Во-первых, внедряться не надо было, потому что это тот редкий случай, когда обычно же тревогу бьют жильцы, когда им не нравятся тарифы, когда грязные дома, плохие дороги и прочее. А тут тревогу забили сами сотрудники ЖКХ. Это, может быть, такой уникальный случай.
Широков: Сотрудники ЖКХ - кто такие? Давайте разберемся с вами сразу, чтобы слушатель нас правильно понимал.
Осипов: Это был лишь один из примеров - локальные работники некоторых ховринских РЭУ.
Широков: РЭУ - это подрядные организации, которые оказывают услуги управляющей организации для поддержания дома в соответствующем состоянии.
Осипов: Да, да, точно, вы правы абсолютно.
Широков: Следовательно, это у нас не управляющие организации и не коммунальные организации.
Осипов: Абсолютно.
Широков: Это подрядчики в чистом виде.
Осипов: Рабочие, которые выполняют заказ.
Широков: Так, и чего же они забили тревогу?
Осипов: Потому что над ними между ДЭЗом и ими, дирекцией единого заказчика, оказались так называемые, как они их называют, «фирмы-прокладки», прослойки, управляющие компании, через которые, собственно, и идет финансирование этих субподрядчиков. И вопросы у них вызвало то, куда исчезают деньги, которые они получают.
Широков: Между кем и кем управляющие компании стали «прокладками»? Давайте поясним это все-таки нашим радиослушателям?
Осипов: Между ДЭЗом (дирекцией единого заказчика) и теми, кто выполняет работы. Формально, конечно, управляющая компания, она управляет.
Широков: Это не «прокладка», сразу договоримся. Хотя есть такое понятие, и многие депутаты Государственной Думы, в том числе и голодающий в Астрахани Шеин кричит все время, что управляющая компания - это посредники, это «прокладки». И давайте идти в непосредственное управление, и так далее, и так далее, и так далее.
Но мы все-таки остановимся на том, что управляющие организации - это цельные структуры, которые должны управлять той недвижимостью (закавычу слово «недвижимость», потому что многоквартирный дом до сих пор не является объектом недвижимости в Российской Федерации), между собственником и подрядчиком, которого он нанимает для содержания дома.
Быстров: Так вот вопрос у них возник в том, что, во-первых, управляющая компания пытается... Там идет очень сильная борьба за обслуживание территорий, потому что бюджеты большие - 3, 4, 5 миллионов, 6 миллионов ежемесячно выделяется на такую каждую контору, как мне рассказывали. И им, например, непонятно, куда исчезает там от миллиона до двух.
Широков: Опять давайте с вами в терминологии разберемся. Что значит выделяется? Кто выделяет?
Осипов: ДЭЗ выделяет. Ну, идет бюджетное финансирование, правильно?
Широков: Никакого бюджетного финансирования нету.
Осипов: Но они же получают деньги!
Широков: Никакого нет бюджетного финансирования. У нас в сфере жилищной, в управлении, бюджетное финансирование есть только в городе Москва.
Осипов: Москва, да, мы о Москве говорим сейчас.
Широков: Только в Москве, да. Вот там есть. И то это то, что является тормозом в реформировании управления в жилищной сфере города Москвы, что Москва до сих пор не перешла на стопроцентные тарифы в жилищно-коммунальной сфере. Поэтому это порождает свою коррупционную составляющую и ту борьбу, о которой вы говорите.