Туристам, которые попали в беду, поможет специальный компенсационный фонд. Новые поправки в закон о туризме предполагают, что каждый туроператор будет обязан перечислять в этот фонд одну десятую процента от общей выручки. В случае банкротства компании деньги пойдут на оплату гостиниц, авиабилетов и прочих расходов, с которыми сталкиваются отдыхающие.
Однако ряд участников рынка считает, что многие ситуации в законе не прописаны, и туристы по-прежнему не могут чувствовать себя в полной безопасности. Кто заплатит за проблемы на отдыхе, выяснял корреспондент «Вестей ФМ» Николай Осипов.
Одна десятая процента от выручки - цена, которую заплатит каждый туроператор за спокойный отдых туристов. Поправки в закон о туризме обязывают компании скинуться и создать фонд компенсаций для тех, кто попал в сложную ситуацию. Предполагается, что скоро, в случае банкротства или исчезновения какой-либо компании отдыхающим не надо будет стучаться в закрытые двери агентства, руководство которого давно сбежало от долгов, им поможет тот самый фонд, объясняет заместитель председателя комитета по туризму и гостиничному хозяйству Москвы Георгий Мохов.
«0,1 процента - это один долларов от тысячи долларов стоимости тура, то есть, если вы покупаете путевку за 1000 долларов, то из этой суммы туроператор один доллар отправляет в фонд. Средства будут предназначены для оплаты проживания туристов и перевозки в случае, если туроператор неплатежеспособен, если по какой-то причине не оплатил размещение туристов и перелет», - сказал Мохов.
Уже подсчитано, что за первые пару лет фонд сможет собрать порядка 200-250 миллионов рублей, и этого должно хватить на разрешение экстренных ситуаций. Если с туристами все в порядке, помощь не нужна, капитал можно во что-то вложить, продолжает Георгий Мохов.
«Деньги на счетах фонда могут быть размещены в акциях ценных бумагах, могут управляться и увеличивать средства фонда - это практика давно используется за рубежом», - добавляет Мохов.
В теории схема гарантий выглядит достаточно надежно, но детальный разбор ситуации все же вызывает критику со стороны участников рынка. Уже на этапе управления средствами. Проблемы у туристов всегда происходят внезапно и как в этом случае оперативно превратить те же акции в живые деньги и оплатить долги туроператора, спрашивает исполнительный директор ассоциации туроператоров Майя Ломидзе.
«Закон не определяет процедуру верификации, возникающих проблем и самое главное - там есть пункты, которые ставят серьезные вопросы. Предполагается, что часть средств фонда будет размещена в инвестиционных объектах и возникает вопрос оперативного реагирования, получается, что если деньги невозможно вывести сразу, даже после того как подтверждена реальная проблема с туристами, то о каком оперативном реагировании можно говорить», - замечает Ломидзе.
Определенные сомнения вызывают и примеры других попыток защитить туристов, а схем уже существует не мало. Это страховки, которые все оформляют перед выездом, финансовые гарантии туроператора. Опыт показывает, что добиться компенсации можно только пройдя ряд бюрократических процедур и только пост-фактум, когда турист сам оплатил перелет домой, сам рассчитался с отелем, в который почему-то не дошли деньги. Георгий Мохов уверен, что в новом варианте схема будет более быстрой и удобной.
«Конечно, речь вовсе не идет о подаче в суд или каких-то сложных путях для туристов, чтобы им оказали помощь. Речь идет именно об экстренной помощи из средств фонда. Оплачиваются именно те расходы, которые туроператор не оплатил в силу своей неплатежеспособности», - объясняет Мохов.
Тем не менее, участники рынка находят довольно много не прописанных ситуаций, по которым в будущем могут возникать споры. Есть даже чисто технические моменты. Управление фондом должно осуществляться коллегиально, всеми кто делает взносы, но технически это почти невозможно, ведь придется собираться представителей всех российский компаний, а их не мало, продолжает Майя Ломидзе.
«На сегодняшний день юридических лиц, которые занимаются выездным туризмом около двух тысяч, то есть надо будет где-то собрать как минимум одну тысячу представителей туроператорских компаний для того, чтобы они могли выработать какое-то решение по ключевым вопросам», - объясняет Ломидзе.
Опасения туроператоров связаны еще и с недоверием к тем, кто работает рядом с ними. Ведь можно предположить, что некая компания, сделав как и все взнос в фонд, в какой-то момент просто исчезнет со всеми своими капиталами, а покрывать долги и расходы туристов будет тот же фонд, то есть все туроператоры вместе, а платить за недобросовестного соседа продавцы путевок не хотят. Но самое важное, в чем заинтересованы сами туристы - это оперативность финансового вмешательства фонда, о которой уже говорили эксперты.
Только если помощь действительно будет гарантирована в сжатые сроки, отдыхающие смогут не бояться за испорченный отпуск, а сообщения о брошенных где-нибудь за рубежом туристах перестанут появляться в новостных выпусках.